Учебник для студентов
высших учебных заведений

       

Банковское дело

10.3.5. Работа банка с проблемными ссудами

Банк осуществляет контроль за выполнением условий кредитного договора, главная цель которого — обеспечить регулярную уплату очередных взносов в погашение ссуды и процентов по долгу. Разумеется, по каждой ссуде существует риск непогашения из-за непредвиденного развития событий. Банк может проводить политику выдачи кредитов только абсолютно надежным заемщикам, но тогда он упустит много прибыльных возможностей. В то же время, если возникнут трудности с погашением кредита, это обойдется банку очень дорого. Поэтому разумная кредитная политика направлена на обеспечение баланса между осторожностью и максимальным использованием всех потенциальных возможностей доходного размещения ресурсов.

Трудности с погашением ссуд чаще всего возникают не случайно и не сразу. Это процесс, который развивается в течение определенного времени. Опытный работник банка может еще на ранней стадии заметить признаки зарождения финансовых трудностей, испытываемых клиентом, и принять меры к исправлению ситуации и защите интересов банка. Эти меры следует принять как можно раньше, прежде чем ситуация выйдет из-под контроля и потери станут необратимыми. При этом следует учитывать, что убытки банка не ограничиваются лишь неуплатой долга и процентов. Ущерб, нанесенный банку, значительно больше, и он может быть связан с другими обстоятельствами:

  • подрывается репутация банка, так как большое число просроченных и непогашенных кредитов приведет к падению доверия вкладчиков, инвесторов;
  • увеличиваются административные расходы, поскольку проблемные ссуды требуют особого внимания кредитного персонала;
  • повышается угроза ухода квалифицированных кадров из-за снижения возможностей их стимулирования в условиях падения прибыльности операций;
  • средства могут быть заморожены в непродуктивных активах;
  • возникает опасность встречного иска должника к банку, который может доказать, что требование банка об отзыве ссуды привело его на грань банкротства.

Основные причины возникновения трудностей с погашением ссуд могут быть по вине как банка, так и заемщика. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Ошибки, допущенные персоналом банка при рассмотрении кредитной заявки, разработке условий соглашения и последующем контроле. Наиболее часто встречаются следующие нарушения:
    • недостаточно строгое отношение к заемщику;
    • непрофессионально проведенный финансовый анализ;
    • плохое структурирование ссуды как следствие недостаточного знакомства кредитного работника с потребностями предприятия, спецификой отрасли;
    • недостаточное обеспечение ссуды;
    • ошибки в документальном оформлении ссуды;
    • плохой контроль над заемщиком в период погашения ссуды.
  2. Неэффективная работа компании, получившей ссуду:
    • слабое руководство;
    • ухудшение качества продукции и вытеснение ее с рынка;
    • неэффективный маркетинг из-за отсутствия плана рекламной кампании, ошибок в оценке будущих рынков;
    • слабый контроль за финансами компании.

Кроме того, важную роль могут сыграть факторы, которые не находятся под контролем банка: ухудшение экономической конъюнктуры, изменение законодательства, технологические прорывы.

Трудности с погашением кредитов редко возникают внезапно. Как правило, имеются многочисленные тревожные сигналы, позволяющие заподозрить, что финансовое положение заемщика ухудшается и что выданный ему кредит может быть не погашен в срок или вообще превратится в безнадежный долг.

Эти тревожные сигналы обнаруживаются путем: анализа финансовых отчетов, личных контактов с должником, сообщений третьих лиц, сведений из других отделов банка.

В период действия кредита заемщик обязан представлять банку балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о поступлении наличности и другие материалы. Их тщательный анализ и сопоставление с прошлыми отчетами может указать на возникающую опасность. Банк должен обратить внимание на:

  • непредставление финансовых отчетов в установленные сроки;
  • резкое увеличение дебиторской задолженности;
  • замедление оборачиваемости оборотных средств;
  • снижение коэффициентов ликвидности;
  • снижение объема продаж;
  • рост просроченных долгов;
  • неуплату налогов и платежей во внебюджетные фонды;
  • частые просьбы по изменению срока гашения ссуды;
  • наличие тенденции к снижению прибыльности предприятия и т.д.

Для банка важно постоянно поддерживать персональные контакты с клиентом: посещать компанию и ее филиалы, встречаться с руководящими кадрами, что позволяет выявить наличие неустанонленного оборудования, незанятого персонала, избыточных запасов. Банковских работников должны насторожить такие факты, как:

  • изменение поведения или привычек высшего руководящего состава;
  • резкое изменение отношений с банком, нежелание сотрудничать;
  • замена ключевых сотрудников;
  • плохое составление финансовых отчетов;
  • установление нереальных цен на продукцию;
  • создание спекулятивных запасов.

Банк может насторожить изменение взаимоотношений заемщика с другими деловыми партнерами, что выражается в получении запросов о кредитоспособности заемщика в связи с его просьбами о предоставлении льгот в оплате товаров или о компании со стороны новых ее кредиторов; извещений страховой компании об аннулировании страховки из-за неуплаты страховых премий.

Наконец, другие отделы банка могут сообщить важные сведения о значительном сокращении остатков на банковском счете клиента, о выдаче им чеков без покрытия. При выявлении неблагополучной (проблемной) ссуды необходимо немедленно принять меры для обеспечения погашения кредита. Наилучший вариант — разработка совместно с заемщиком плана мероприятий для восстановления стабильности компании, который может включать: продажу активов, сокращение накладных расходов, изменение маркетинговой стратегии, смену руководства и назначение новых лиц на ключевые посты.

Если намеченная программа проходит успешно, то ссуда достаточно быстро погашается. Если ситуация осложняется, то могут быть следующие варианты:

  1. ссуду удается вернуть после продажи залога;
  2. погашению ссуды предшествует решение суда о банкротстве и реализации активов заемщика;
  3. если банком не были приняты меры своевременно, он несет убытки.

При продаже залога следует прежде всего проверить все документы и установить безусловное право банка на распоряжение залогом. При этом выясняются возможности реализации залога с целью покрытия всех издержек банка, связанных с данным кредитом.

В случае объявления заемщика банкротом банк должен действовать без промедлений, поскольку при необходимости в этом случае платить ГНИ, внебюджетным фондам, страховой компании он окажется в длинной очереди кредиторов, требующих возмещения, долга. В этом случае гарантии возвращения средств нет.

Использование РВПС осуществляется при списании основного долга с банка в случае его безнадежности и нереальности к взысканию по решению совета банка.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru