Учебник для студентов
высших учебных заведений

       

Банковское дело

2.2.5. Денежно-кредитное регулирование экономики, его методы и инструменты

Центральный банк — основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

  • процентные ставки по операциям Банка России. При этом Банк России регулирует общий объем выдаваемых кредитным организациям кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Он вправе устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для регулирования рыночных процентных ставок;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Обязательные резервы (резервные требования) представляют собой механизм регулирования обшей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования устанавливаются Советом директоров;
  • операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки);
  • рефинансирование кредитных организаций. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России;
  • валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег, проведение валютных интервенций);
  • установление ориентиров роста денежной массы: Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  • прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение ими отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях только после консультаций с Правительством РФ;
  • эмиссия Банком России облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

В соответствии с Законом о «Центральном банке РФ» Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год для утверждения. Предварительно этот проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики должны включать:

  • концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;
  • краткую характеристику состояния российской экономики;
  • прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
  • количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, опенку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
  • сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики России на предстоящий гол с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
  • прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;
  • целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
  • основные показатели денежной программы на предстоящий год;
  • варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
  • план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Так, в соответствии с основными направлениями единой денежно-кредитной политики на 2005 г. Банком России намечено совершенствование системы процентных ставок по своим операциям. В рамках реализации вариантов социально-экономического развития, характеризуемых возможностью роста свободной ликвидности, роль процентных ставок будет ограничена при сохраняющемся режиме управляемого плавающего курса рубля. Изменение процентных ставок по операциям Банка России должно содействовать, с одной стороны, стерилизации свободной ликвидности в необходимых объемах, а с другой — ограничению роста рыночных процентных ставок.

Сохранится тенденция к последовательному снижению ставки рефинансирования Банка России. Деятельность Банка России будет направлена на унификацию различных схем и механизмов рефинансирования для расширения круга региональных контрагентов и повышения доступности внутридневных кредитов и кредитов «овернайт». Операции рефинансирования кредитных организаций предполагается осуществлять путем проведения ломбардных кредитных аукционов на сроки, устанавливаемые в зависимости от текущей конъюнктуры, складывающейся на денежном рынке, предоставления банкам внутридневных кредитов, кредитов «овернайт», а также осуществления операций «валютный своп». Кроме того, для эффективного управления банковской ликвидностью Банк России предполагает проводить операции предоставления ломбардных кредитов по фиксированной процентной ставке ни срок до семи дней с использованием Системы электронных торгов Московской межбанковской валютной биржи.

Правительство РФ совместно с Центральным банком РФ будет активно применять практику оперативного выпуска краткосрочных ценных бумаг, используемых в качестве финансовых инструментов регулирования ликвидности. Абсорбирование краткосрочных избытков ликвидности банков за счет оперативного предложения краткосрочных государственных ценных бумаг будет использоваться в качестве одного из важнейших механизмов кредитно-денежной политики.

Планируется продолжить работу по развитию рынка РЕПО. Участники смогут заключать сделки прямого и обратного РЕПО без участия Центрального банка РФ. Банк России постепенно будет проводить замену операций по продаже ОФЗ с обязательством обратного выкупа аналогичными сделками с собственными облигациями для обеспечения среднесрочного «связывания» свободных денежных средств кредитных организаций. Кредитным организациям будет предоставлена возможность получить дополнительные денежные средства путем проведения сделок прямого РЕПО на срок от одного до 90 дней. Для расширения ломбардного списка предполагается включить в него высоколиквидные ценные бумаги крупнейших российских эмитентов, имеющих относительно высокий рейтинг.

Предполагается, что Банк России в дальнейшем будет осуществлять депозитные операции с кредитными организациями — резидентами в российской валюте для регулирования уровня ликвидных средств банковской системы в краткосрочном и среднесрочном периодах. Эти операции будут проводиться с использованием системы «Рейтерс-Дилинг» и системы электронных торгов Московской межбанковской валютной биржи.

В области политики обязательных резервных требований Банк России будет продолжать использовать обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковской системы. При этом предполагается сохранить тенденцию к относительному снижению обязательных резервов кредитных организаций, в том числе путем возможного повышения коэффициента усреднения. Независимо от сценариев экономического развития Банк России предполагает совершенствование механизма обязательного резервирования, включая механизм усреднения, и нормативной базы, применяемой при формировании банками обязательных резервов. Банк России продолжит политику, направленную на снижение общего уровня обязательных резервных требований по мере увеличения спроса на деньги со стороны экономических агентов.

Таким образом, денежно-кредитная политика, проводимая Банком России, ориентирована на обеспечение стабильности внутренней и внешней покупательной способности национальной денежной единицы и поддержание стабильной работы всех звеньев российской банковской системы.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru