Учебник для студентов
высших учебных заведений

       

Банковское дело

13.3.4. Консультационная деятельность

Аналитические исследования и выработка рекомендаций, консультационное обслуживание клиентов, как правило, не приносят прибыли. Напротив, это одна из наиболее затратных сфер в банке. Тем не менее современные банки в странах с развитыми финансовыми рынками шедро тратят деньги на содержание своих исследовательских команд. Можно указать по крайней мере на две причины такой «любви» банкиров к аналитической деятельности. Во-первых, исследования и рекомендации, предоставляемые клиентам, являются «лицом» банка, характеризуют его возможности, указывают на качество услуг этого банка. Первый шаг в привлечении клиента — предоставление ему своих исследований, рекомендаций, оценок рынка, прогнозов. Во-вторых, качественная аналитическая работа лежит в основе успешной деятельности по управлению инвестициями, привлечению финансирования. Чем выше качество аналитической работы в банке, тем прибыльнее управление активами, тем крупнее привлекаемые финансовые ресурсы, а условия привлечения — выгоднее.

В целом аналитическая работа нужна для точного прогноза изменения курсов ценных бумаг, индексов рынка ценных бумаг, перспектив того или иного предприятия, отрасли. Среди большого числа видов анализа в практике аналитической работы используются два основных: фундаментальный и технический анализ. Полный фундаментальный анализ проводится на трех уровнях. Первоначально в его рамках рассматривается состояние экономики, фондового рынка в целом. Это позволяет выяснить, насколько общая ситуация благоприятна для инвестирования. После изучения конъюнктуры в целом рассматривается состояние отраслей и подотраслей экономики, представленных на фондовом рынке. Выявление наиболее предпочтительных направлений размещения средств создает основу для выбора в их рамках конкретных видов ценных бумаг, инвестиции в которые обеспечили бы наиболее полное выполнение инвестиционных задач. Поэтому на третьем уровне анализа подробно освещается состояние отдельных фирм и компаний, чьи долевые или долговые фондовые инструменты обращаются на рынке. Это дает возможность решить вопрос о том, какие ценные бумаги являются привлекательными, а какие из тех, которые уже приобретены, необходимо продать.

Одними из ключевых факторов, влияющих на стоимость ценных бумаг какой-либо компании, являются ее текущее финансово-хозяйственное положение и перспективы развития. Поэтому фундаментальный анализ на его завершающей стадии сосредоточен прежде всего на изучении положения дел у эмитента. В качестве основных источников информации для этого используются:

  • данные годовых и квартальных отчетов о деятельности компании;
  • материалы, которые компания публикует о себе;
  • сведения, сообщаемые в публичных выступлениях руководства акционерного общества;
  • результаты исследований, выполненных специализированными организациями и другими участниками фондового рынка.

Исследование содержания фундаментального анализа показывает, что он эффективен при проведении средне- и долгосрочных операций. Для правильного определения текущей динамики цен он недостаточно пригоден.

Технический анализ предполагает исследование динамики цен рынка с помощью анализа изменения трех рыночных факторов: цены, объема и (в случае, если изучается рынок срочных контрактов) открытого интереса (объема открытых позиций). Причем главными считаются цены, а изменения остальных факторов изучаются для подтверждения правильности направления движения цен. В ходе проведения сверхкраткосрочных операций наиболее применим технический анализ.

Следовательно, практически любому участнику рынка ценных бумаг доступна информация для проведения технического анализа, но не каждому участнику — для фундаментального анализа. И только банки располагают такой информацией, поскольку у них создана большая база данных о клиентах.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru