Аудиторская деятельность

       

4.1. Организация менеджмента в аудиторской деятельности

Основная задача менеджмента в аудиторской фирме — наиболее эффективное использование профессиональных услуг сотрудников и согласование деятельности подразделений фирмы.

Поскольку каждая аудиторская фирма самостоятельно определяет свою организационную структуру, довольно сложно обобщить опыт разных аудиторских фирм. Тем не менее в структурах управления аудиторскими фирмами можно выделить следующие подразделения, органы управления:

  • совет директоров;
  • генеральный директор;
  • исполнительный директор;
  • центр прибыли:
    • департамент финансового и управленческого консультирования;
    • департамент налогового консультирования;
    • департамент банковского аудита;
    • департамент страхового аудита;
    • департамент аудита внебюджетных фондов, бирж и инвестиционных институтов;
  • центр затрат:
    • бухгалтерия;
    • департамент методологии бухгалтерского учета и аудита;
    • отдел кадров;
    • департамент развития бизнеса;
    • информационный отдел;
    • отдел маркетинга;
    • хозяйственный отдел;
    • секретариат;
    • служба безопасности;
    • водительская группа;
    • обслуживающий персонал.

    Работа всех этих подразделений должна быть хорошо скоординирована, чтобы фирма имела возможность максимально эффективно решать задачи, определяемые ее общей стратегией. Четкое определение места каждого подразделения в фирме достигается с помощью должностных инструкций, а также обоснованной структуры фирмы.

    Организационная структура управления аудиторской фирмой формируется исходя из теории и практики управления, а также видов услуг, оказываемых аудиторской фирмой.

    В крупнейших аудиторских фирмах (как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в Российской Федерации) работают следующие специалисты, наделенные соответствующими правами и ответственностью:

    • партнер;
    • менеджер;
    • сеньор (старший аудитор);
    • ассистент (линейный персонал).

    Каждый экономический субъект обслуживается группой специалистов, в которую включается и группа аудиторского обслуживания; в нее входят:

    • ведущий партнер, отвечающий за развитие и уровень взаимоотношений с экономическим субъектом;
    • технический партнер, отвечающий за техническое качество аудиторских услуг;
    • менеджер, оказывающий помощь техническому партнеру в проведении аудиторской работы, которая требует наличия значительного опыта и принятия обоснованных решений;
    • сеньор (старший аудитор), который оказывает помощь техническому партнеру и менеджеру, работает непосредственно с ассистентами (местным персоналом), распределяет и курирует их работу;
    • ассистент (линейный персонал), который непосредственно выполняет аудиторскую проверку и помогает старшему аудитору в подготовке отчета.

    Департаменты крупных западных аудиторских компаний имеют следующую структуру: партнер — менеджер — старший аудитор — ассистент.

    В данной структуре менеджер занимается подготовкой и организацией работы по проекту, выполняемому его департаментом.

    Непосредственную работу выполняют старший аудитор, имеющий не менее трех лет производственного опыта в данном направлении, и один или несколько ассистентов с опытом работы не менее одного года, а также стажеры из числа сотрудников, недавно поступивших на фирму.

    Партнер и менеджер подготавливают договоры (большинство договоров — бессрочные), планируют аудиторские процедуры по данному проекту, а также подготавливают отчетную документацию для представления клиенту.

    Разногласия, возникающие между членами команды в ходе проведения проверки, разрешаются путем обращения к члену команды более высокого уровня.

    Ответственность ведущего партнера. В обязанности ведущего партнера входят:

    • координация интеграции услуг фирмы, оказываемых данному клиенту, а также его представительствам во всем мире, и специалистов, способных эти услуги оказывать;
    • обеспечение высокого качества оказываемых услуг;
    • обеспечение возникновения «резонанса» клиента в ответ на критические замечания.

    Ведущий партнер несет ответственность за:

    • понимание всего диапазона оказываемых услуг, включая потенциальные, оказываемые в соответствии с потребностями клиента;
    • разработку и определение совместно с другими партнерами уровня требований, которым должны соответствовать знания, умения и опыт членов команды обслуживания клиента;
    • составление плана работ с клиентом, проведение периодических совещаний с техническими партнерами и другими членами команды по вопросам оценки и анализа новой информации;
    • обеспечение членами команды передачи информации друг другу;
    • оценку степени удовлетворенности клиента уровнем и качеством оказанных ему услуг;
    • оказание поддержки при проведении дополнительных работ;
    • управление изменением общего уровня цен в соответствии с оценками Международного совета.

    При общении с клиентом ведущий партнер исполняет роль директора компании.

    Ответственность технического партнера. В обязанности технического партнера входят:

    • разработка аудиторской стратегии и доведение ее до членов команды;
    • приведение аудита в соответствие с политикой компании и профессиональными требованиями;
    • формирование аудиторского мнения.

    Технический партнер несет ответственность за:

    • сохранение независимости компании от клиента;
    • компоновку команды;
    • обеспечение конфиденциальности информации;
    • решения относительно доступа к аудиторской документации третьей стороны;
    • согласование с клиентом сроков проведения аудита;
    • проверку и утверждение всех аудиторских планов (по каждому проекту), задокументированных в меморандуме планирования, до начала работ на объекте;
    • информирование партнеров о ходе проверки и о результатах проведения соответствующих процедур;
    • наблюдение и тренинг менеджера и, по мере необходимости, инструктаж других членов команды;
    • проверку рабочей документации аудитора, содержащей критическую оценку по результатам проверки;
    • оценку соответствия собранных аудиторских доказательств готовящемуся аудиторскому заключению;
    • оценку отсутствия в финансовой отчетности материальных погрешностей;
    • оценку представления финансовой отчетности; подписание аудиторского отчета;
    • проведение соответствующих переговоров с клиентом и подготовку доклада руководству;
    • проведение аудиторского дебрифинга с указанием путей совершенствования как индивидуальной, так и коллективной работы в будущем.

    Ответственность менеджера. Менеджер несет ответственность за:

    • проверку и утверждение плана аудиторских процедур, задокументированных в аудиторской программе перед началом работы на объекте;
    • составление списка специалистов для работы по данному проекту и поддержание постоянной связи с клиентом на период выполнения работ по данному проекту;
    • сверку продвижения аудиторских работ с расписанием и бюджетом, а также контроль стоимости работ;
    • разрешение разногласий, возникающих при расхождении мнений старшего аудитора и команды в целом, и обсуждение их с техническим партнером;
    • разработку совместно с техническим партнером дополнительных профессиональных услуг, которые могут быть предложены данному клиенту;
    • наблюдение за работой старшего аудитора и, по мере необходимости, проведение тренинга и инструктажа линейного персонала и старшего аудитора;
    • наблюдение за подготовкой доклада руководству;
    • проверку рабочей документации аудитора.

    Ответственность старшего аудитора. Старший аудитор помогает техническому партнеру и менеджеру. Он обычно работает вместе с линейным персоналом непосредственно на объекте и распределяет аудиторскую работу между персоналом в течение работы над данным проектом. Кроме того, старший аудитор отвечает за:

    • подготовку бюджетов и сверку фактически отработанного времени с бюджетом;
    • идентификацию бухгалтерских и аудиторских данных для обсуждения их с менеджером;
    • составление ответов для руководства;
    • составление совместно с менеджером перечня профессиональных услуг, которые могут быть оказаны данному клиенту;
    • обеспечение наблюдения, проведения совещаний и инструктажа на рабочем месте с линейным персоналом, оказание линейному персоналу помощи в понимании целей и соответствия рабочих процедур конкретному виду документации;
    • проверку рабочих документов, подготовленных линейным персоналом, последующее выделение для обзора вопросов и оценок пригодности и соответствия полученных аудиторских доказательств;
    • подготовку предложений по совершенствованию аудиторских услуг.

    Ответственность линейного персонала. Аудиторский персонал выполняет аудиторскую проверку и помогает старшему аудитору в подготовке отчета. Линейный аудиторский персонал несет ответственность за:

    • понимание и осуществление аудиторских процедур, подписанных ими;
    • подготовку соответствующих рабочих документов;
    • информирование старшего аудитора об аудиторских или бухгалтерских несоответствиях или проблемах, связанных с вычислениями;
    • подготовку предложений по улучшению качества аудиторских услуг компании;
    • информирование старшего аудитора обо всех аспектах профессиональных услуг, которые могут быть полезны клиенту.

    В Российской Федерации профессиональные сотрудники аудиторской организации в зависимости от функций, выполняемых ими в ходе аудита, могут быть разделены на следующие категории (в соответствии с Правилом (стандартом) аудита «Внутрифирменный контроль качества аудита»):

    • руководители аудиторской организации;
    • руководители аудиторских проверок;
    • старшие аудиторы (руководители звеньев или групп);
    • рядовые участники аудиторских проверок.

    Руководитель аудиторской организации выполняет следующие функции:

    • ведет переговоры с руководством экономического субъекта;
    • назначает руководителя аудиторской проверки и комплектует бригаду специалистов для проведения аудита экономического субъекта;
    • выражает мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта, отраженное в аудиторском заключении.

    Руководитель аудиторской организации должен быть осведомлен о всех существенных причинах, обусловивших содержание выданного этой организацией аудиторского заключения.

    Руководитель аудиторской организации — это, как правило, лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской деятельности по одной из аудиторских специализаций.

    Руководителем аудиторской проверки назначается сотрудник аудиторской организации, которому поручено проводить проверку и руководить персоналом, занятым в аудиторской проверке конкретного экономического субъекта. Руководитель аудиторской проверки подотчетен руководителю аудиторской организации. Руководитель аудиторской проверки несет ответственность за:

    • организацию и текущий контроль работы с конкретным экономическим субъектом;
    • процедуру планирования работы (утверждает общий план и программу аудита);
    • соответствие проводимого аудита и подготовленной по его результатам рабочей документации правилам (стандартам) аудиторской
    • деятельности и внутрифирменным требованиям; доведение до сведения руководителя аудиторской организации основных результатов аудита, которые могут повлиять на содержание и выводы аудиторского заключения.

    Руководителем аудиторской проверки может быть только лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской деятельности по аудиторской специализации, соответствующей требованиям данного аудиторского задания.

    Старший аудитор — это сотрудник аудиторской организации, которому поручено или может быть поручено в ходе данной аудиторской проверки руководить рядовыми участниками этой проверки. Старший аудитор подотчетен руководителю аудиторской проверки и по отношению к нему является исполнителем.

    Старший аудитор несет ответственность за:

    • подготовку, непосредственное осуществление и документальное оформление результатов аудиторских процедур;
    • организацию и контроль работы подотчетных ему рядовых участников проверки.

    Старшим аудитором может быть, как правило, лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской деятельности по одной из аудиторских специализаций.

    Рядовой участник аудиторской проверки — это сотрудник, подотчетный старшему аудитору или непосредственно руководителю проверки и по отношению к данным лицам являющийся исполнителем. К рядовым сотрудникам могут быть отнесены аудиторы, младшие аудиторы, ассистенты, стажеры и прочие специалисты, не являющиеся техническим персоналом, которым может быть доверена работа лишь под руководством старшего аудитора. Рядовые сотрудники аудита несут ответственность за выполнение обязанностей, порученных им в ходе осуществления аудита.

    Аудиторские организации вправе установить другую структуру управления при условии, что такая структура будет обеспечивать надлежащее распределение ответственности сотрудников за качество аудита и достоверность его результатов.

    Аудиторские организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут иметь упрощенную двухуровневую систему управления: руководитель аудиторской организации, как правило, являющийся и руководителем проверки, и подчиненные ему рядовые участники проверки.

    Аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, несут ответственность за качество выполняемого аудита в соответствии с действующим законодательством. Если аудиторы в своей работе прибегают к услугам помощников, они обязаны использовать организационную структуру, предназначенную для аудиторских организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства.

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru