Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, то есть представляет собой отдельное высказывание. На письме это передается при помощи знаков препинания.
В конце предложения могут стоять следующие знаки препинания:
точка (Я был готов любить весь мир — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. (М. Лермонтов));
вопросительный знак (Какого горя не уносит время? (Н. Гоголь));
восклицательный знак (Вот какова была молодость Арбенина! (М. Лермонтов));
многоточие (А, право, не знаю... (М. Лермонтов)).
Точка ставится в конце повествовательных предложений, а также побудительных, не сопровождаемых выражением особых чувств.
Восклицательный знак ставится при выражении особого чувства.
В вопросительных по интонации предложениях в конце ставится вопросительный знак.
Для обозначения незаконченности высказывания, недоговоренности употребляется многоточие. В некоторых случаях в конце предложения вопросительный или восклицательный знаки сочетаются с многоточием. В этом случае ставится вопросительный или восклицательный знак и две точки: Давно ли ты уверяла, что я для нее все равно!.. (М. Лермонтов)
Знаки препинания в простом предложении
Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если они выражены:
существительными в именительном падеже: Безумство храбрых — вот мудрость жизни. (М. Горький);
глаголами в неопределенной форме: Жить — Родине служить. (Пословица);
существительным в И.п. и глаголом в неопределенной форме: Наша задача — убедить собравшихся в своей правоте;
числительными: Два и два — четыре.
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если:
между ними есть сравнительный союз или вводное слово (Мой сон словно видение. Твой поступок, по-моему, глупость.);
между ними есть частица НЕ (Мой рассказ не вымысел.).
Запомните: если частица НЕ стоит перед неопределенной формой глагола, тире ставится: Жизнь прожить — не поле перейти. (Пословица)
Тире между подлежащим и сказуемым ставится
Тире между подлежащим и сказуемым НЕ ставится
1. Сущ. в И.п. — сущ. в И.п.
(Москва — самый красивый город в мире.)
1. Лич. мест. _ сущ. в И.п.
(Я _ вольный ветер. К. Бальмонт)
2. Гл. н.ф. — гл. н.ф.
(Ясно мыслить — ясно излагать.)
2. Сущ. в И. п.
(наречие, частица, союз) _ сущ. в И.п. (Наш двор _ как сад. Замечание _ не повод для хамства. Раскольников _ тоже двойственный герой.)
3. Числит. — числит.
(Дважды два — четыре.)
3. Сущ. в И.п.
(вводное сло-во) _ сущ. в И.п.
(Платон Каратаев, мне кажется, _ любимый герой Л.Н. Толстого.)
4. Сущ. в И.п. — гл. н.ф.
(Наша задача — выполнить все к намеченному сроку.)
4. Сущ. в И.п. _ прил.
(Моя сестра _ красивая.)
5. Гл. н.ф. — сущ. в И.п.
(Выполнить задуманное к немеченому сроку — наша задача.)
5. Сущ. в И.п. есть сущ.в И.п.
(Здоровье _ есть самая важная вещь для человека.)
6. Сущ. в И.п. — количественное числ.
(или оборот с числ.)
(Мое любимое число — два.)
6. Сущ. в И.п.
(несогласованный второстепенный член предложения) _ сущ. в И.п.
(Анна Николаевна _ нам родня.)
7. Числ. — сущ. в И.п.
(Четыре — четное число.)
7. Сказуемое предшествует подлежащему
(Лучшее в мире занятие _ чай по утрам.
М. Салтыков-Щедрин)
8. Сущ. в И.п. — фразеологический оборот
(Заработок у него — будь здоров.)
8. Сочетание подлежащего и сказуемого фразеологизм
(Грош _ цена его словам.)
9. Гл. н.ф. — наречие на -О
(Уступить — позорно.В. Тендряков)
В состав сказуемого могут входить указательные частицы ЭТО, ВОТ, а также ЗНАЧИТ, перед которыми ставится тире:
Чтение — вот лучшее учение. (Пословица)
Запомните: после однородных подлежащих ставится тире, если сказуемое выражено существительным в И.п.: Эльбрус, Казбек — величайшие горы мира.
Тире в неполном предложении
Неполные предложения — это предложения, в которых пропущен один или несколько членов предложения, легко восстанавливаемых из контекста:
Вчера мы ездили в Коломенское, сегодня — в Царицыно.
Тире в неполных предложениях ставится
Тире в неполных предложениях НЕ ставится
1. При наличии паузы:
(На столе — бумаги, печатные отчеты. (Ф. Соллогуб))
2. В эллиптических предложениях (предложениях, в которых сказуемое отсутствует):
(Татьяна — в лес, медведь за нею. (А. Пушкин))
3. Для обозначения количественных, пространственно-временных пределов: (Груз массой пять-семь тонн. Реферат объемом десять-пятнадцать страниц. Пробыть на работе восемь-двенадцать часов.)
При отсутствии паузы:
(Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей. (А. Пушкин))