>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник для 7 класса РУССКИЙ ЯЗЫК§ 2. Пунктуация. Пунктуационный разбор
10. Составьте из простых предложений, заключённых в скобки, сложные, употребляя подходящие по смыслу союзы и, а, но, что, чтобы, когда. Поставьте запятые. В составленных вами сложных предложениях подчеркните основы. • Объясните написание выделенных букв. 1. Наступил вечер. (Мы остановились на ночлег. Наша лодка причалила к берегу.) 2. Ветер утих. (В саду всё падали и падали листья. Шелест травы (не)прекращался.) 3. Взошла луна. (Всё вокруг осветилось. Ствол берёзки стал серебряным.) 4. На опушке есть малинник. (Лесник сказал. Мы взяли с собой бидоны и кружки.) 11. Спишите, правильно оформляя предложения с прямой речью. Назовите обращения. • Назовите в четвёртом и пятом предложениях устаревшие слова. 1. Могучий Олег головою поник и думает что же гаданье? 2. Князь тихо на череп коня наступил и молвил спи, друг одинокий! 3. Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово твоего мне откупа не надо, ступай себе в синее море, гуляй там себе на простор... 4. Где же вожатый, спр..сил я у Савельича. 5. Здесь, ваше благородие, отвечал мне голос сверху. 6. Ты мне этого не сказал заметил Пугачёв. 7. Что ещё вскр..чал Пугачёв, сверкнув огненными глазами. (А. Пушкин)
12. Диктант. Подчеркните однородные члены как члены предложения. Устно объясните постановку знаков препинания между ними. 1. Перед глазами ехавших ра..ст..лалась широкая, бесконечная равнина. 2. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скр..пучую, монотонную музыку. 3. Но прошло немного времени, роса и..парилась, а воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. 4. Бричка бежит, а Егорушка вид..т всё одно и то же: небо, равнину, холмы. (По А. Чехову)
|