Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 71. Отрицательные частицы не и ни

К отрицательным относятся частицы не и ни. Найдите их в этой загадке.

      У наших ворот
      Рассыпался горох.
      Ни лопатой не сгрести,
      Ни метлой не смести...

Частица не придаёт отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.

Не бывать этому. За лесом не большой, а маленький овраг.

429. Укажите предложения, в которых частица не придаёт отрицательное значение всему предложению. Затем спишите текст. Объясните постановку запятой или её отсутствие перед союзом и.

1. Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и (ни)кто того не заметил. 2. Кирила Петрович сел ужинать и только тогда, не видя Дубровского, хватился о нём. 3. Троекуров велел тотчас его догнать и воротить (не)пременно. Отроду не выезжал он на охоту без Дубровского. 4. Слуга, поскакавший за ним, воротился и доложил своему господину, что, дескать, Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться. 5. Письмо рассердило Кирила Петровича не странным слогом и расположением, но только своею сущностью. 6. «Я не то, что вы предполагаете, — продолжал он, потупя голову, — я не француз Дефорж, я Дубровский».

(А. Пушкин)

Предложение получает положительный смысл, если в нём две частицы не, одна из которых стоит перед глаголом мочь (в одной из его форм), а вторая — перед неопределённой формой глагола: Я не мог не поехать.

430. Спишите, ставя частицу не сначала только перед первым глаголом, затем только перед вторым и, наконец, перед обоими сразу. В каком случае предложение получило положительный смысл?

1. Я могу ответить на это письмо. 2. Товарищ сегодня может приехать ко мне. 3. Вы можете посмотреть эту телепередачу.

431. Спишите. Объясните слитное и раздельное написание частицы не. Выявите, с помощью каких союзов выражено противопоставление в первом и втором предложениях. На основе второго составьте и запишите другие предложения, которые имели бы положительный смысл.

1. Солнце, (не)огнистое, (не)раскалённое, как во время знойной засухи, (не)тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо лучезарное, мирно всплывает из-под узкой и длинной тучки... 2. Я (не)мог заснуть (не)потому, что (не)устал от охоты, и (не) потому, что испытанная мною тревога разогнала мой сон, а уж очень красивыми местами приходилось ехать. 3. Нигде (не)мерцал огонёк, (не)слышалось ни звука.

(И. Тургенев)

Частица ни служит:

  1. для выражения отрицания в предложениях без подлежащего (в этом случае частица ни употребляется при существительном в родительном падеже), например: Кругом ни деревца; Ни шагу назад!;
  2. для усиления отрицания, которое выражено частицей не или словом нет, например: Не слышно ни звука; Нет ни кустика;
  3. для выражения утверждения после слов кто, что, как, куда и т. п., например: Кто ни взглянет на Машино рукоделие, всякий залюбуется; Куда ни поеду, всюду встречаю друзей.

432. Выпишите предложения в соответствии с указанными выше значениями частицы ни. • Назовите виды орфограмм на месте пропусков.

1. На небе (ни)обл..чка. 2. Когда (ни)посмотр..шь на мор.., оно всегда пр..крас(?)но, даже в бурю. 3. На берегу озера нет (ни)души. 4. (Ни)с места! 5. Что (ни)ра..скажет товарищ о турпоход.., всё интерес(?)но. 6. Лес — (ни) пулей, (ни)осколком не поране..ый (ни)чуть, не порубле..ый (без)толку, (без)порядку, как(нибудь). (А. Твардовский)

433. Рассмотрите схему и сравните её с отрывком из стихотворения С. Михалкова «Упрямый Фома». Объясните, когда ни — частица, а когда не- и ни- - приставки. Составьте и запишите словосочетания или предложения, в которых ни усиливает отрицание, выраженное частицей не. • Какими словосочетаниями с не и ни вы бы могли дополнить эту схему?

      неправдивый (лживый)
      неправдиво (лживо)
      неправда (ложь)

      Ни дома, ни в школе,
      Нигде, никому —
      Не верил
      Упрямый Фома
      Ничему.

Для справок: (ни)чему; (ни)одному человеку; (ни)когда; (ни)при каких обстоятельствах; (не)слушал (ни)кого; (не)верил (ни)одной строчке; (не)доверял (ни)разу; (не)мог поверить; (не)хотел убеждаться в правоте и т.д.

434. Допишите данные ниже словосочетания и предложения, употребляя существительные с частицей ни. Подчеркните слова с ни, которые усиливают отрицание.

1. Не изменил в рукописи __ __. 2. Нет свободного времени __ __. 3. Тишина не нарушалась __ __. 4. Не верил __ __. 5. Не выходил из дома __ __. 6. Не видно __ __. 7. Не слышно __ __.

435. Знаете ли вы данные ниже устойчивые сочетания? Продолжите их, слова с не и ни подчеркните. Объясните, что обозначает какое-либо из этих устойчивых сочетаний, когда и как оно употребляется.

1. Комар носу __ __. 2. Палец в рот __ __. 3. Камня на камне __ __. 4. Палец о палец __ __. 5. Ни рыба __ __. 6. Ни жив __ __. 7. Ни свет __ __. 8. Ни дать __ __. 9. Ни два __ __. 10. Ни то __ __. 11. Какой бы то __ __. 12. Во что бы то __ __. 13. Нельзя ни проехать, __ __.

436. Диктант. Обозначьте главные слова в словосочетаниях. Производные предлоги заключите в прямоугольник.

Г..товить стенг..зету, (в)течени.. (не)скольких дней, продумать к..рикатуру, отредактировать с..тирическую з..метку, с весёлым юм..ром, ра(с, сс)казать о заседани.. редколлегии, закончить(бы) (во)время, н..когда н..кого сатира (не)подводить, объявить конкурс на лучшую статью, рисунок, фотографию.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru