Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 69. Раздельное и дефисное написание частиц

Частицы бы, ли, же пишутся раздельно: создал бы, скажи же, известно ли.

420. Вставьте на месте пропусков слова тоже или то же, также или так же. Над какой орфограммой вы работали? • Производный предлог заключите в прямоугольник.

1. Сегодня мы выполни работу _ _ _ старательно, как и вчера. 2. Все поддерживают твое предл..жение. Я _ _ _ согласен с ним. 3. Проч..тай _ _ _ стихотворение, с которым ты выступал на вечер... 4. (В)начал.. и (в)конце сочинения ты повторя..шь одно и _ _ _ . 5. Мне (в)след за братом _ _ _ хоч..тся стать полярником.

421. Спишите, обозначьте местоимения буквой м., наречия буквой н. Частицы заключите в прямоугольник. Что вы узнали из текста о значении слова заимка?

Мана-река! Она — к..рмилица: пашни наши здесь и промысл надёжный то(же) на этой реке.

Я от..скиваю взглядом нашу заимку. Каждая заимка — это повторение того дома, того двора, который содержит хозяин в селе. Так(же) срубл..н дом, так(же) загорож..н двор, тот(же) навес, те(же) сени, даже наличники на доме такие (же), но всё меньших размеров.

(По В. Астафьеву)

Частица -то ко всем словам на письме присоединяется с помощью дефиса.

Задачу-то решил? Решил-то быстро?

№ 68

422. Спишите, ставя пропущенные запятые. Суффикс -то обозначьте, частицу -то заключите в прямоугольник, местоимение то подчеркните как член предложения, союз то заключите в овал. • Обозначьте деепричастный оборот.

1. Море иногда м..лькало между деревьями, и тогда к..залось, что уходя (в)даль оно в то(же) время подымается (в)верх спокойной могучей стеной. 2. А мы(то) старались! 3. Рассудительн..м басом уговаривал мальчика господин в золотых очках при этом он накл..нял голову то на один то на другой бок. 4. Кто(то) угр..жающе зашипел. 5. Откуда(то) выле(з, с)ший дворник поместился (по)зади садовника. 6. Сразу(то) мне (не)понять.

(А. Куприн)

423. Составьте предложения с то как: 1) с местоимением; 2) с разделительным союзом; 3) с суффиксом; 4) с частицей. Местоимение подчеркните как член предложения, суффикс обозначьте, союз заключите в овал, частицу - в прямоугольник.

Частица -ка с глаголами пишется через дефис.

Принеси-ка.

№ 69

424. Переделайте предложения, включив в них частицу -ка. Какими по цели высказывания являются записанные вами предложения? Какое дополнительное значение вносит частица -ка?

1. Вск..пяти чай. 2. Сходи в м..газин за хлебом. 3. Поч..ни выключатель. 4. Перестаньте разговар..вать. 5. Нач..найте трен..роваться. 6. Пусть Петя задум..тся над своим пов..дением.

Смягчение требования: -ка

425. Проанализируйте и систематизируйте слова. Распределите их по видам орфограмм, связанным с употреблением дефиса. Обозначьте условия выбора дефиса.

(Кое)что, кого(то), приходи(ка), (по)прежнему (продолжаться), чему(нибудь), (кое)куда, (кое)где, когда(то), (кое)кого, откуда(либо), (по)весеннему (одеваться), крепко(накрепко), чего(либо), кому(то), (в)пятых, (русско)немецкий, что(либо), где(нибудь), (общественно)политический, кем(нибудь), где(либо), откуда(то), (во)первых, мало(помалу), (выпукло)вогнутый, прин..майте(ка).

426. Рассмотрите известную картину Константина Фёдоровича Юона «Конец зимы. Полдень». Представьте себе, что вы ведёте на телевидении цикл передач «Времена года». Вы решили использовать картину К. Ф. Юона, чтобы начать передачу «Весна наступает». Конечно, вы скажете, как называется картина художника, как он изображает конец зимы и начало весны.

Напишите текст своего выступления, подготовьтесь его произнести (не читая), будто вас слушают многочисленные телезрители.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru