Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 62. Сочинительные союзы

По значению сочинительные союзы делятся на три группы:

  • соединительные: и, да (=и), не только... но и, как... так и;
  • противительные: а, но, да (=но), однако (же), зато и
  • разделительные: или, либо, то... то, не то... не то.

368. Спишите. Сравните союзы. Над соединительными союзами поставьте букву с, над противительными - п., над разделительными - р. Подчеркните однородные члены и основы сложных предложений.

I. 1. Звёзды меркнут и гаснут. 2. Снарядил в путь коня: его первый скок был пять вёрст, а другой пропадал из виду. 3. Птички солнышка ждут, птички песни поют, и стоит себе лес, улыбается. 4. Здравствуй, солнце да утро весёлое.

(И. Никитин)

II. 1. Ночь холодная мутно глядит под рогожу кибитки моей, под полозьями поле скрипит, под дугой колокольчик гремит, а ямщик погоняет коней. (Я. Полонский) 2. И расхлестнулась вдаль дорогой шуршащая лесами тьма. (С. Городецкий) 3. Я на руках не то у ели, не то у матери родной. (С. Городецкий) 4. Лес ли со стоном сосны клонит, или вьюга свой мне стон несёт? (М. Михайлов)

369. Рассмотрите и проанализируйте схемы постановки запятых между однородными членами (О)- Спишите пословицы, ставя пропущенные запятые. Сочинительные союзы заключите в овал. Подберите самостоятельно и запишите две пословицы к любой из схем.

1. Не от росы ур..жай а от поту. 2. (Не)правдой свет пройдёшь да назад (не)ворот..шься. 3. Добрая пословица не в бровь а в глаз. 4. Красна яго..ка да на вкус горька. 5. Мал ёрш да колюч. 6. Без нитк.. да иголк.. шубы (не)пошить. 7. Мал золотник да дорог. 8. Ищи товарища лучше себя а (не)хуже себя.

370. Запишите выученный наизусть монолог Пимена из драмы А. Пушкина «Борис Годунов» (см.: «Литература. 7 класс», с. 77). Объясните постановку знаков препинания между однородными членами. • Обозначьте спряжение глаголов.

Части некоторых составных союзов (как... так и, не только... но и, не то... не то и др.) находятся при разных однородных членах или в разных частях сложного предложения. Запятая ставится перед второй частью таких союзов, например: Пошёл не то дождь со снегом, не то снег с дождём.

371. Спишите, вставляя на месте пропусков подходящие по смыслу слова и расставляя пропущенные запятые. Подчеркните разделительный союз. • Качественные прилагательные выделите как члены предложения.

1. В русский язык слово «автомобиль» пр..шло из француз(к, ск)ого. Во француз(к, ск)ом как первая часть этого слова так и --- заимствова(н, нн)ы из других языков. Из греческого взято «аутос(авто)», что означает «сам» а из латинского «мобилис», то есть «подвижный». 2. Людей перевоз..т не только огромные междугородные автобусы но и ---. 3. Среди ле..ковых машин есть как большие нарядные так и ---. 4. Автомобиль вышел из соревнований. Не то тормоз сломался не то мотор ок..зался (не)исправным.

372. Проанализируйте схемы. Составьте по ним простые и сложносочинённые предложения. В составленных предложениях подчеркните основы.

373. Прочитайте вслух. Охарактеризуйте значение последнего предложения в каждом из отрывков: относится оно к предшествующему предложению или ко всему тексту? Как оно присоединяется к тексту? Какую роль выполняет союз? Укажите однородные сказуемые.

    1. Вот север, тучи нагоняя,
      Дохнул, завыл — и вот сама
      Идёт волшебница зима.
      Пришла, рассыпалась; клоками
      Повисла на суках дубов;
      Легла волнистыми коврами
      Среди полей, вокруг холмов;
      Брега с недвижною рекою
      Сравняла пухлой пеленою;
      Блеснул мороз. И рады мы
      Проказам матушки зимы.
    2. Тиха украинская ночь.
      Прозрачно небо. Звёзды блещут.
      Своей дремоты превозмочь
      Не хочет воздух. Чуть трепещут
      Сребристых тополей листы.
      Луна спокойно с высоты
      Над Белой Церковью сияет
      И пышных гетманов сады
      И старый замок озаряет.
      И тихо, тихо всё кругом...

(А. Пушкин)

374. Определите тип и стиль текста. Обоснуйте повторение союза а. • Спишите, расставляя пропущенные знаки завершения. Подчеркните предложение, в котором выражена основная мысль текста. Прочитайте записанный текст, выделяя голосом предложение, в котором эта мысль выражена. Какие предложения вы прочитаете с вопросительной интонацией?

Размышляя о Пушкине, люди невольно сравнивают себя с ним А сделал ли(бы) и я так А поступил(бы) так же А что я думаю об этом Эти размышления способствуют пробуждению в наших душах и умах самых лучших, самых (высоко)нравственных мыслей и устр..млений

В конечном счёте это и есть самовоспитание добром и красотой человеческой души

(Д. Лихачёв)

375. Союз но нередко обрывает одну тему и обозначает переход к новой теме. Какие две мысли высказаны в каждом из отрывков? Прочитайте, исключив союз но. Изменился ли смысл? Какова смысловая нагрузка союза но?

1. Говорите вы высоко, и умны вы и в чинах, рукой до вас не достанешь, но, голубчик, у вас душа не настоящая. Силы в ней нет. взволнованно

2. Поглядите все на эту книгу. Она давно уже прочитана, заскорузла, растрёпана, валяется в пыли, как ненужная вещь, но раскройте её, и она заставит вас побледнеть и заплакать.

(А. Чехов)

376. Представьте, что вы сидите на берегу моря (озера, реки, пруда). Что привело вас сюда? Может быть, вы хотите встретить рыбаков, лодки которых вот-вот появятся на горизонте; может быть, вы пришли сюда отдохнуть, искупаться, позагорать; может быть, вы просто любуетесь пейзажем? Напишите сочинение, которое начиналось бы словами «Я сижу на берегу...».

377. Вспомните и запишите из стихотворений А. Пушкина четверостишия, в которых употреблены повторяющиеся союзы, например: из стихотворения «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет..») или «Зимняя дорога» («Сквозь волнистые туманы...»), «19 октября 1827» («Бог помочь вам, друзья мои...»), «Дорожные жалобы» («Долго ль мне гулять на свете...»). Укажите повторяющиеся союзы. Какую роль они выполняют: подчёркивают каждый из однородных членов? усиливают выразительность речи?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru