Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 58. Союз как часть речи

Союз - служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

Союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными.

354. Озаглавьте текст и определите его основную мысль и стиль. Спишите. Какие из выделенных союзов соединяют однородные члены предложения, какие — простые предложения в составе сложного. • Найдите союзы - синонимы союзов, данных в рамке.

Во многих языках мира существует такая часть речи, как союз. В р..альн..м мире вещей и явлений нет (н..)чего, что бы соответствовало союзам. Союзы созда(н, нн)ы человеком как техническое средство для выражения логической связи между отдельными высказываниями. В этом легко убеди(т, ть)ся при (не)посредственн..м наблюден.. различ(?)ных р..альных ситуаций. Если вы вид..те, что молния ударила в дерево и оно сл..малось, вы (не)нуждаетесь в каких(либо) связу..щих средствах между этими явлениями, так как пр..чина и следствие даны наглядно. Другое дело, когда сообщае(т, ть)ся об этом в речи или письменно на бумаг... Связь между суждениями можно выр. .зить, например, таким способом: «Дерево сломалось, потому что в него ударила молния».

(Б. Серебренников)

355. Спишите отрывок из сатирической сказки М. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» от слов «Услышал милостивый Бог...» до слов «Заведу, думает, театр у себя!» (см.: «Литература. 7 класс»). Отметьте условными знаками однородные члены. Что в этом тексте соединяют союзы и, да, а, куда, как, чем? Союзы заключите в овал.

356. Проанализируйте текст. Какие элементы повествования включены в текст? Какова его основная мысль? Спишите, разделяя текст на абзацы и расставляя пропущенные запятые. Союзы заключите в овал. В сложных предложениях, соединённых союзами, подчеркните грамматические основы. Составьте схемы этих предложений. • Назовите синонимы к выделенным словам.

Я всегда любил смотреть на тихое падение снега. Я вышел в поле и чудное зрелище представил..сь глазам моим. Всё безграничное пространство (во)круг меня представлял., вид снежного потока будто небеса ра..верзлись рассыпались снежн..м движением и поразительной тишиной. Наступали дли(н, нн)ые зимние сумерки; падающий снег нач..нал закрывать все предметы и белым мраком од..вал землю. Я воротился домой но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по доро...кам, осыпа(н, нн)ым снежными хлопьями. Засв..тились огоньки в крестьянских избах и бледные лучи легли поперёк улицы; предметы смешались утонули в потемневш..м воздухе. Я вош..л в дом но и там стоял у окошка до тех пор, покуда уже нельзя было разл..чить опускающихся снежинок.

возвратитъся
вернуться
воротиться
пока
покуда
до тех пор как

(По С. Аксакову)

357. Спишите, подчёркивая грамматические основы предложений и расставляя пропущенные выделительные запятые между частями сложного предложения. Определите союзы, с помощью которых выражено противопоставление. Заключите их в овал. Укажите глаголы, употреблённые в переносном значении.

      Ещё земли п..чален вид
      А воздух уж весною дыш..т
      И мёртвый в поле стебль колыш..т
      И елей ветви ш..велит.
      Ещё пр..рода не проснулась
      Но сквозь р..деющего сна
      Весну послышала она
      И ей невольно улыбнулась...

(Ф.Тютчев)

358. Известный русский лингвист Василий Алексеевич Богородицкий назвал служебные части речи «словечками отношений». Прочитайте текст. Определите его тип и стиль. Установите, какие смысловые отношения выражены между простыми предложениями в сложном с помощью союзов.

Спишите, выделив три абзаца, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обобщающее слово при однородных членах.

Самое це(н, нн)ое на Земле — земля, почва. О земле говорят плод..родная потому (что) она родит плоды хлебное зерно и к..ртофель яблоки и бананы. На угле (н..)чего (не)растёт на железе тоже. Даже на куске золота, на самом дорогом саморо..ке (не)выр..стет лопух. На земле р..стут тыс..чи различных растений что(бы) дать людям пищу одежду жильё. Мы (не)можем жить без р..стений а растения (не)могут без земли, то есть без плодородной почвы. Почва тонким слоем всего в (не)сколько десятков сантиметров покрывает земной шар. Вот этот плодородный слой и дал нашей планете жизнь. (По)этому такую землю надо беречь.

(По А. Мусатову)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru