Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 56. Морфологический разбор предлога

Порядок разбора предлога

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Морфологический признак: простой или составной; производный или непроизводный.

Образец разбора

Над землёю туман облаками вставал. (И. Никитин)

Устный разбор

Над — предлог.

  • Во-первых, служит для связи главного слова вставал с зависимым существительным землёю в творительном падеже.
  • Во-вторых, имеет морфологические признаки — простой, непроизводный, неизменяемое слово.

Письменный разбор

Над — предлог.

  1. Вставал [над] землёю.
  2. Морф, призн.: прост., непр., неизм.

346. Определите тип и стиль текста. Озаглавьте его. Какую роль выполняют в тексте глаголы? В форме какого времени они употреблены? Почему? Выпишите словосочетания, в которых зависимые слова связаны с главными с помощью предлогов. Два-три предлога разберите письменно, остальные устно. Выпишите слова с пропусками и со скобками. Над какими видами орфограмм вы работали?

Из обоих окон мне видно было море. Огромные холмы с белым гребнем, с воем толкая друг друга, вст..ют, падают, опять вет..ют, только брызги, как дым, поднимают(?)ся да стон носит(?)ся в воздухе. Фрегат взб..рётся на голову волны, дрогн..т там на гребне, потом уп..дёт на бок и начинает ск..льзить с горы, спустившись на дно между двух бугров, выпрям..тся, но только затем, чтоб тяжело перевалит(?)ся на другой бок и ле(з, с)ть вновь на холм.

(И.Гончаров)

347. Озаглавьте текст. Чем поразила детей картина? Прочитайте выразительно вслух. Выпишите словосочетания с предлогами. Два предлога разберите письменно, остальные устно. Выпишите слова с пропусками и скобками. Над какими видами орфограмм вы работали?

Т..ропиться было некуда. Дети перелезли через забор и тихонько ост..новились за спиной художника. Теперь почти уже весь пейзаж(?) был готов. Зат..ив дыхание, они засмотрелись, оч..рова(н, нн)ые чудесн..м возникновением на маленьк..м холсте целого мира.

— Море есть, а шаланды нету, — шепнула Мотя.

Но вот художник набрал тонкой кистью каплю белил и в самой середин.. картины на лаковой синеве только что написа(н, нн)ого моря поставил маленькую выпуклую запятую.

— Парус! — восхищ..но вздохнула Мотя.

Теперь нарисова(н, нн)ое море (не)возможно было отл..чить от настоящего. Всё — как там. Даже парус.

(В. Катаев)

348. Рассмотрите репродукцию картины А. Сайкиной «Детская спортивная школа». Перед вами групповой портрет девочек-спортсменок. Представьте себе, что вы репортёр, которому поручили написать именно об этих девочках. Запишите ваши первые впечатления.

Возможное начало репортажа:

Я быстро открываю дверь и вхожу в зал, где тренируются девочки-гимнастки. Их много. Все в тренировочных костюмах, с подвязанными волосами. Через секунду я уже различаю три группы девочек: в центре, сбоку, сзади. Моё внимание привлекает...

гимнастика
осанка
снаряд
чемпион
тренер, но
тренироваться

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru