Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 35. Разряды наречий

По значению наречия можно разделить на два разряда: обстоятельственные и определительные. Обстоятельственные наречия обозначают образ действия, время, место, причину, цель (идти пешком, идти вечером, идти далеко и т. д.).

Определительные наречия обозначают меру и степень, качество действия (увеличить вдвое, увеличить слегка и т.д.).

224. Выпишите словосочетания с выделенными наречиями в таком порядке: наречия обстоятельственные со значением а) образа действия; б) времени действия. Надпишите над наречиями вопросы, на которые они отвечают.

1. За правое делоср..жайся смело. 2. Кто за правое дело стоит, тот всегда победит. 3. Дружно за мир стоять — войне (не)бывать. 4. Тот в слове стоит твёрдо, кому слово дорого. (Пословицы) 5. Где быстрые, шумные воды недавно свободно т..кли, сегодня прошли пеш..ходы, обозы с товаром прошли. (Н.Некрасов) 6. Рано я, горькая, встала, дома (не)ела, с собой (не)брала, до ночи пашню п..хала, ночью я косу клепала, утром косить я пошла. (Н. Некрасов)

        Образ действия:
          как?
          каким образом
        Время:
          когда?
          с каких пор?
          до каких пор?

225. Напишите о том, как вы выполняете дома задания. Используйте наречия сначала, внимательно, предварительно, правильно, потом, вторично, устно. Надпишите над наречиями вопросы, на которые они отвечают.

226. Спишите, ставя пропущенные запятые. Подчеркните наречия как члены предложения. Над наречиями, которые обозначают место действия, надпишите вопросы. • К выделенному слову подберите однокоренные слова.

1. Над нашими головами быстро неслось небольшое грозовое обл..ко прямо к туч.., которая с..нела росла ежеминутно и завол..кла уже полнеба с правой стороны. Там уже рубил дождевой ливень; глухой, какой(то) зловещий шум и свежая влажность неслись оттуда. 2. Скоро накрыла нас туча. Засверкали змеистые, ослепительные молнии и мгновенно вслед за ними разд..вались оглушительные громовые удары. 3. Вдруг налетела буря.

(С. Аксаков)

        Место:
          где? куда?
          откуда?

227. Проанализируйте словосочетания. Выпишите сначала те, в которых обстоятельственные наречия обозначают время причину, цель действия; затем с определительными наречиями, обозначающими меру и степень действия; затем остальные словосочетания. Над наречиями надпишите вопросы, на которые они отвечают. • Составьте предложение со словосочетанием, которое можно использовать при описании походки человека.

Пр..сутствовать иногда, тотчас явиться, к..снуться невзначай, разг..раться медленно, (не)разобрать спросонья, обидеть сгоряча, размашисто шагать, трижды пытаться, очень волноваться, гулять дотемна, произрастать издавна, расположиться вблизи, остановиться здесь, наткнуться сослепу, разорвать назло, мало тренироваться, увеличить нагрузку вдвое, слегка изменить, слишком запустить болезнь, совершенно выздороветь, сломать нарочно, много сделать.

        Причина:
          почему?
        Цель:
          зачем?
        Мера:
          сколько? на сколько?
          во сколько?
          в какой степени?
          в какой мере?

228. Определите и выпишите словосочетания, в которые входят наречия. Над наречиями надпишите их смысловой разряд - обст, или опр. Выпишите слова с пропусками и со скобками, обозначая условия выбора вставленных орфограмм.

1. Пропита(н, нн)ая хвойной смолою тишина была везде (передним: слева и справа и сзади него. 2. Однажды, незаметно как-то, часа два подряд соб..рал он последние грибы. 3. Сидел дубонос на самой макушк.. ели и св..ристел очень тонко, и очень нежно, и очень грус(?)но. 4. Пахло чем(то) весе(н, нн)им в воздухе, и (от)этого всюду подымалось живое беспокойство. 5. Весе(н, нн)ими дождями было дочиста вымыто небо и сквозь сильные тёмные верхушки голубело влажно. 6. Синие грачи (не)кричали: спокойно ходили вперевалку, охорашивались (не)спеша.

(С. Сергеев-Ценский)

Среди наречий имеются указательные: здесь, там, тут, туда, тогда и др., неопределённые: где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где и др., вопросительные: где, куда, когда, зачем и др., отрицательные: нигде, никуда, негде и др.

229. Прочитайте шутливые стихотворные строки С. Маршака. Сколько наречий в них? Какие вы отнесли бы к неопределённым? Что они обозначают и как образованы? Какие слова обыгрывает в этом стихотворении поэт?

      Когда-нибудь и где-нибудь
      С товарищем вдвоём
      Мы песенку вполголоса
      В два голоса споём.
      Про первое число,
      Которое когда-то нас в школу привело.

230. Спишите. Подчеркните выделенные наречия как члены предложения. Подберите к ним близкие по значению слова. • Обозначьте морфемы, в которые вставлены буквы.

1. Вороне где-то бог послал кусоч..к сыру. 2. Сосед соседа звал откушать, но умысел другой тут был: хозяин музыку любил и зам..нил к себе соседа певчих слушать. 3. Я здесь останусь смело. 4. Случает(?)ся нередко нам и труд и мудрость видеть там, где стоит только догадат(?)ся за дело просто взят(?)ся. 5. Потел, потел, но, наконец, устал, от ларчика отстал и, как открыть его, никак (не)догадался. 6. Куда пророческий в нём дар д..вался? 7. Когда-то, в ст..рину, Лев с Барсом вёл предолгую войну.

(И. Крылов)

231. Какую речевую ошибку допускает герой рассказа В. Токаревой? Запишите текст в исправленном виде.

Борька любит слово обратно: «у меня обратно порвались носки» или «ты обратно всё делаешь наоборот».

232. Установите и укажите, с помощью каких наречий связаны предложения. Объясните правописание пропущенных букв.

1. Есть в дикой рощ.., у оврага, зелёный холм. Там веч(?)но тень. (А. Блок) 2. Вд..ли виднелось село с покосивш..йся колокольней. Туда, как показывал компас, и следовало идти. 3. И ветер, и дожд..к, и мгла над холодн..й пустыней воды. Здесь жизнь до весны ум..рла, до весны опустели сады. (И. Бунин)

233. Что изображено на картине И. Попова «Первый снег»? Напишите об этом в рассказе от первого лица. Представьте, что вы увидели в окошко, как всё преобразилось вокруг, потому что выпал первый снег.

Возможное начало:

10 ноября. 8.00.

Проснувшись, я почувствовал(а) какую-то перемену: в комнате было по-особенному светло. Вскочил(а) и тотчас подбежал (а) к окошку. Меня поразило, что наша улица, тротуары и мостовая, крыши домов — всё успело покрыться чистейшим снегом...

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru