Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 34. Наречие как часть речи

У действия, как и у предмета, есть свои признаки. Например, в предложении Вдали раздавался топор дровосека (Н. Некрасов) слово вдали называет место действия (где раздавался?) как его признак. Вдали - это наречие.

Наречия в отличие от других знаменательных частей речи никак не изменяются: раздавался, раздаётся, будет раздаваться, раздавался бы вдали.

В предложении наречия обычно бывают обстоятельствами (Солнце невысоко поднялось над горизонтом), могут быть и определениями (Аптека находится в доме напротив).

Наречия присоединяются к глаголам, причастиям: делегация, уехавшая (когда?) вчера, деепричастиям: Соблюдая (как?) строго режим, вы быстро выздоровеете.

Наречия могут сочетаться с существительными: дом (какой?) напротив, с прилагательными: интересный (насколько?) чрезвычайно, с другими наречиями: долго (в какой мере?) очень.

  • Наречие - самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы: как? когда? где? куда? зачем? с какой целью? в какой степени? и др.
  • Наречия не изменяются.
  • В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.

Ветерок и я. Ветерок и я.Ветерок и я. Применяя данное определение, рассуждайте так: (приехал) вчера — вчера обозначает признак действия: (приехал) когда? — вчера; слово вчера не изменяется: (приехала, приехали) вчера; значит, слово вчера — наречие.

218. Прочитайте стихи ученицы. Найдите наречия.

      НА ЛЫЖАХ

      Падают снежинки
      Тихо на поля.
      Едем мы на лыжах
      Ветерок и я.
      Мчусь я очень быстро,
      Он — ещё быстрей,
      Мне кричит вдогонку:
      — Догоняй скорей!

219. Выпишите группами словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным и наречиям. Что обозначают наречия? На какой вопрос отвечают?

• Выпишите остальные слова с пропусками. Над какими орфограммами вы работали?

1. Солнце выгл..нуло сзади из-за города и тихо, без хлопот пр.нялось за свою работу. 2. Сначала, далеко впереди, где небо сход..тся с землёю около курганчиков и ветря(н, нн)ой мельницы, которая изд..ли похожа на маленького человечка, поползла по земле широкая (ярко)ж..лтая полоса. 3. Полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через брич(?)ку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь (с, з)бросила с себя утре(н, нн)юю полутень, улыбнулась и засв..ркала росой. 4. От стройной фигуры и зелёной одежды тополя трудно оторвать глаза. 5. Где-то д..леко влево плакали чибисы. 6. Мягко картавя, журчал ручеёк. 7. Летит коршун над самой землёй, плавно взмахивая крыльями, и вдруг ост..навливается в воздухе.

(А. Чехов)

220. Прочитайте стихотворение С. Маршака. Какие слова подсказывают нам темп, тон произношения? Громко или тихо вам хочется прочитать? Выпишите наречия вместе с теми словами, к которым они относятся. Сколько наречий вы выписали? Какие из них помогают нам представить, как выглядят мальчики и как они шли домой после школы «раннею весною»?

      ДРУЗЬЯ-ТОВАРИЩИ

      День стоял весёлый
      Раннею весной.
      Шли мы после школы —
      Я да ты со мной.

      Куртки нараспашку,
      Шапки набекрень, —
      Шли куда попало
      В первый тёплый день.

      Шли куда попало —
      Просто наугад,
      Прямо и направо,
      А потом назад.

      А потом обратно,
      А потом кругом,
      А потом вприпрыжку,
      А потом бегом.

      Весело бродили
      Я да ты со мной,
      Весело вернулись
      К вечеру домой.

      Весело расстались —
      Что нам унывать!
      Весело друг с другом
      Встретимся опять!

221. Проанализируйте текст. Можно ли опустить в нём выделенные наречия? Почему? Спишите текст, расставляя пропущенные запятые.

1. Берест..ную грамоту после находк.. нельзя развёртывать немедленно: она может растрескаться и погибнуть. 2. Её нужно ра..парить в горяч..й воде и осторожно вымыть кист..ю. 3. Берест..ное письмо просушивают начерно полотенц..м и помещают между стёклами, под которыми ему суждено сохнуть пр..нимая постепенно форму плоского листа. 4. Грамоту читают фотографируют и тщательно перерисов..вают создавая документы, способные заменить подлинник, частое обращение к которому нежелательно: слишком це(н, нн)ы эти хру..кие берест..ные листы.

(По В. Янину)

222. Прочитайте, стараясь передать особенности произнесения реплик участников диалога. Какое наречие ученик употребил неоправданно с точки зрения норм литературного языка? Выпишите словосочетания с наречиями, обозначая в них главное слово. Запишите две последние реплики в виде предложений с прямой речью, обозначив в них деепричастные обороты как члены предложения.

Евдокия Власьевна вызвала (не)задачливого Плинтуса к доске, на которой в..села карта.

— Ну, о чём ты читал сегодня к уроку, Плинтусов?

— О реках Сибири, —убитым3 голосом отв..чал Плинтус.

— Ну, ра..скажи нам.

— В Сибир.. есть реки, — нач..л Плинтус довольно уверенно, — они текут и вп..дают...

Молчание.

— Ну, какие же это реки?

— Реки в Сибир.. ужасно глубокие, — т..жело вздохнул Плинтус.

— А вот это какая река? — спросила Евдокия Власьевна, тронув карту ука..кой.

Плинтус молчал, бе..помощно водя пальц..м по одной из толстых синих прож..лок на карт...

(Л. Кассиль)

223. Озаглавьте текст. К какому стилю он относится? Что изменилось в составе слов пешком и мельком? С помощью какого способа они были образованы в древнерусском языке? Спишите. • В каком значении использовано выделенное слово? Какие ещё значения этого слова вам известны?

В древнерусском языке были существительные мужского рода «пешек» (в значении «пешеход») и «мельк» (в значении «миг», «мгновение»). Эти существительные в творительном падеже— «пешком» и «мельком» — перепили в наречия. «Пешком» стало обозначать «на своих ногах», а «мельком» — «на короткое время», «бегло». В обоих наречиях был суффикс -ом.

Постепенно существительные «пешек» и «мельк» устарели и вышли из употребления. Наречие «пешком» теперь мы связываем по смыслу с прилагательным «пеший» и выделяем в нём корень пеш- и суффикс -ком, а наречие «мельком» связываем по смыслу с глаголом «мелькать» и выделяем в нем корень мельк- и суффикс -ом.

пешком ,
ме́льком

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru