|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 7 класса РУССКИЙ ЯЗЫК§ 34. Наречие как часть речиУ действия, как и у предмета, есть свои признаки. Например, в предложении Вдали раздавался топор дровосека (Н. Некрасов) слово вдали называет место действия (где раздавался?) как его признак. Вдали - это наречие. Наречия в отличие от других знаменательных частей речи никак не изменяются: раздавался, раздаётся, будет раздаваться, раздавался бы вдали. В предложении наречия обычно бывают обстоятельствами (Солнце невысоко поднялось над горизонтом), могут быть и определениями (Аптека находится в доме напротив).
Наречия присоединяются к глаголам, причастиям: делегация, уехавшая (когда?) вчера, деепричастиям: Соблюдая (как?) строго режим, вы быстро выздоровеете. Наречия могут сочетаться с существительными: дом (какой?) напротив, с прилагательными: интересный (насколько?) чрезвычайно, с другими наречиями: долго (в какой мере?) очень.
Ветерок и я. Ветерок и я.Ветерок и я. Применяя данное определение, рассуждайте так: (приехал) вчера — вчера обозначает признак действия: (приехал) когда? — вчера; слово вчера не изменяется: (приехала, приехали) вчера; значит, слово вчера — наречие. 218. Прочитайте стихи ученицы. Найдите наречия. НА ЛЫЖАХ Падают снежинки
219. Выпишите группами словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным и наречиям. Что обозначают наречия? На какой вопрос отвечают?
• Выпишите остальные слова с пропусками. Над какими орфограммами вы работали? 1. Солнце выгл..нуло сзади из-за города и тихо, без хлопот пр.нялось за свою работу. 2. Сначала, далеко впереди, где небо сход..тся с землёю около курганчиков и ветря(н, нн)ой мельницы, которая изд..ли похожа на маленького человечка, поползла по земле широкая (ярко)ж..лтая полоса. 3. Полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через брич(?)ку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь (с, з)бросила с себя утре(н, нн)юю полутень, улыбнулась и засв..ркала росой. 4. От стройной фигуры и зелёной одежды тополя трудно оторвать глаза. 5. Где-то д..леко влево плакали чибисы. 6. Мягко картавя, журчал ручеёк. 7. Летит коршун над самой землёй, плавно взмахивая крыльями, и вдруг ост..навливается в воздухе. (А. Чехов) 220. Прочитайте стихотворение С. Маршака. Какие слова подсказывают нам темп, тон произношения? Громко или тихо вам хочется прочитать? Выпишите наречия вместе с теми словами, к которым они относятся. Сколько наречий вы выписали? Какие из них помогают нам представить, как выглядят мальчики и как они шли домой после школы «раннею весною»? ДРУЗЬЯ-ТОВАРИЩИ День стоял весёлый
Куртки нараспашку,
Шли куда попало —
А потом обратно,
Весело бродили
Весело расстались —
221. Проанализируйте текст. Можно ли опустить в нём выделенные наречия? Почему? Спишите текст, расставляя пропущенные запятые. 1. Берест..ную грамоту после находк.. нельзя развёртывать немедленно: она может растрескаться и погибнуть. 2. Её нужно ра..парить в горяч..й воде и осторожно вымыть кист..ю. 3. Берест..ное письмо просушивают начерно полотенц..м и помещают между стёклами, под которыми ему суждено сохнуть пр..нимая постепенно форму плоского листа. 4. Грамоту читают фотографируют и тщательно перерисов..вают создавая документы, способные заменить подлинник, частое обращение к которому нежелательно: слишком це(н, нн)ы эти хру..кие берест..ные листы. (По В. Янину) 222. Прочитайте, стараясь передать особенности произнесения реплик участников диалога. Какое наречие ученик употребил неоправданно с точки зрения норм литературного языка? Выпишите словосочетания с наречиями, обозначая в них главное слово. Запишите две последние реплики в виде предложений с прямой речью, обозначив в них деепричастные обороты как члены предложения. Евдокия Власьевна вызвала (не)задачливого Плинтуса к доске, на которой в..села карта. — Ну, о чём ты читал сегодня к уроку, Плинтусов? — О реках Сибири, —убитым3 голосом отв..чал Плинтус. — Ну, ра..скажи нам. — В Сибир.. есть реки, — нач..л Плинтус довольно уверенно, — они текут и вп..дают... Молчание. — Ну, какие же это реки? — Реки в Сибир.. ужасно глубокие, — т..жело вздохнул Плинтус. — А вот это какая река? — спросила Евдокия Власьевна, тронув карту ука..кой. Плинтус молчал, бе..помощно водя пальц..м по одной из толстых синих прож..лок на карт... (Л. Кассиль)
223. Озаглавьте текст. К какому стилю он относится? Что изменилось в составе слов пешком и мельком? С помощью какого способа они были образованы в древнерусском языке? Спишите. • В каком значении использовано выделенное слово? Какие ещё значения этого слова вам известны? В древнерусском языке были существительные мужского рода «пешек» (в значении «пешеход») и «мельк» (в значении «миг», «мгновение»). Эти существительные в творительном падеже— «пешком» и «мельком» — перепили в наречия. «Пешком» стало обозначать «на своих ногах», а «мельком» — «на короткое время», «бегло». В обоих наречиях был суффикс -ом. Постепенно существительные «пешек» и «мельк» устарели и вышли из употребления. Наречие «пешком» теперь мы связываем по смыслу с прилагательным «пеший» и выделяем в нём корень пеш- и суффикс -ком, а наречие «мельком» связываем по смыслу с глаголом «мелькать» и выделяем в нем корень мельк- и суффикс -ом. пешком ,
|
|
Узнать стоимость написания
|