Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Повторение сведений о деепричастии

Контрольные вопросы и задания

  • Дайте определение деепричастия.
  • Как пишется не с деепричастиями?
  • Как образуются деепричастия несовершенного и совершенного вида?
  • Что называется деепричастным оборотом?
  • Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты? На какие вопросы отвечают?
  • Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме?

212. Прочитайте § 28—32. Составьте сложный план сообщения о деепричастии и расскажите о нём, приводя свои примеры. К какому стилю речи вы отнесёте свой ответ?

213. Просмотрите раздел о деепричастии. Какие слова с непроверяемыми орфограммами вам встретились? Продиктуйте их друг другу. Работайте парами.

214. Образуйте от данных глаголов: 1) 3-е лицо единственного числа изъявительного наклонения; 2) страдательные причастия настоящего или прошедшего времени; 3) деепричастия.

Приготовлять, располагать, размолоть, баловать, предполагать, удалить, распечатать, найти, восстанавливать, привязать, вырастить, увидеть, принести, пересадить.

215. Определите тип речи и стиль текста. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. В предложениях, где есть деепричастные обороты, подчеркните члены предложения. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.

Тайга ст..яла тихая и смурная; уж и проснувшись вступив в день она, к..залось, безвольно др..мала в ож..дани.. каких(то) перемен. Про небо в густой белой мути нельзя было ск..зать, ни(з, с)ко оно или высоко, (у)него словно вынули плоть, и осталась одна бездо(н, нн)ая глухая пустота. Солнце скво(з, с)ь неё (не)прон..кало, (не)было и ветра — тяж..лые, ра(з, с)добревшие за лето деревья ст..яли неподвижно и прямо охваче(н, нн)ые истомой и только над реч(?)кой пов..нуясь дв..жению и шуму воды подраг..вали на берёзах и кустах листья. Время от врем..ни в(з, с)парх..вали птицы.

(В. Распутин)

216. Спишите, расставляя знаки препинания. Деепричастные и причастные обороты обозначьте как члены предложения. Укажите сложные предложения.

1. Бодрый утренний воздух прогнал остатки сна и Таня размахивая портфелем быстро зашагала слегка подпрыгивая на правую ногу. 2. Володя ходил взад и вперёд поглядывая на часы висевшие над ним. 3. Миша делал вид что его очень заинтересовала какая-то статья в газете приклеенной на стене дома. 4. Лёва же прислонился к водосточной трубе и судя по губам вытянутым в трубочку свистел. 5. Валя Белова сидела на парте задумчиво глядя в окно. 6. Решив несколько задач Аня раскрыла томик ранних стихов Горького. 7. Выходя из кабинета Миша обратил внимание на маленький чемоданчик стоявший у двери. 8. Выйдя на Пушкарскую Миша остановился перед большим домом.

(Г. Матвеев)

217. Составьте таблицу «Слитное и раздельное написание не с глаголами, причастиями и деепричастиями»; в её левой части по вертикали поместите глаголы, причастия и деепричастия, а в правой по горизонтали отразите способ написания не (слитно или раздельно). Заполните таблицу четырьмя примерами, обозначая в них условия выбора раздельного или слитного написания не.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru