Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Повторение сведений о причастии

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте определение причастия.
  2. В чём заключается разница между действительными и страдательными причастиями?
  3. Что имеют общего и чем различаются полные и краткие причастия?
  4. Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-)? в суффиксах -ем-, -им-?
  5. В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами н пишется а (я), в каких — е?
  1. Сколько букв н пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий?
  2. Когда пишется одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов?
  3. Расскажите о правописании не с причастиями.
  4. Что такое причастный оборот? Когда он на письме выделяется запятыми?

168. Просмотрите раздел о причастии. Какие слова с непроверяемыми орфограммами вам встретились? Продиктуйте их друг другу. Работайте парами.

169. Прочитайте сведения о причастиях в § 12—27. Составьте сложный план и подготовьте сообщение о причастии как о части речи. Приведите примеры. В каком стиле речи вы будете строить своё высказывание о причастии?

170. Определите тип и стиль текста. Озаглавьте его, используя предложение, в котором выражена основная мысль описания. Над действительными причастиями надпишите букву д., над страдательными — с. Какого вида эти причастия? Обозначьте причастные обороты. Краткое причастие подчеркните как член предложения.

А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с её крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребрённые инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом.

(А. Чехов)

171. Образуйте от данных глаголов причастия и заполните ими таблицу «Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени». Обозначьте суффиксы причастий.

Видеть, расположиться, принимать, вырастить, развешивать, прискакать, прибирать, бороться.

172. Спишите, расставляя пропущенные запятые при причастных оборотах.

1. На те(р, рр)асе обращ..нной к саду с..дели в креслах брат и сестра. 2. Из сада на б..лкон вбежал Сергей прыгавший через три ступеньки и ост..новился у перил. 3. Позади Сергея шёл Никита улыбавшийся застенчиво и добро. 4. Круглая крыша беседк.. и шесть колонн сильно облупл..нных отражались в тёмн..м с оранж..выми отблесками пруду. 5. Вода в пруду была покрыта листьями опавшими с деревьев росших по его берегам.

(По А. Толстому)

173. Выпишите сначала предложения, в которых не со словом пишется раздельно, потом в которых слитно. Подчеркните причастия как члены предложения.

1. За тёмной прядью перелесиц, в (не)колебимой син..ве, ягненочек — кудрявый месяц — гуля..т в голубой траве. (С. Есенин) 2. Как (не)иссякаемый родник, долговечна память народов. (М. Шолохов) 3. К дому вела (не)прорытая, а протопта(н, нн)ая дорожка. 4. Необычайны, (не)иссякаемы лесные и охотничьи наши богатства. (Д. Мамин-Сибиряк)

174. Вспомните виды орфограмм, изученные в теме «Причастие», и запишите по три примера, обозначая в них эти написания.

175. Отберите и систематизируйте материал, составьте таблицу «Одна и две буквы н в прилагательных и причастиях». Поместите слева в графах названия частей речи, а справа - количество букв н. Заполните её примерами.

176. Свободный диктант. В каком стиле написан текст К. Паустовского? Обозначьте использованные вами причастные обороты. Назовите условия выбора одной и двух букв н в прилагательных и причастиях.

    КРЫМ

    (Не)сколько лет (на)зад мне пр..шлось плыть зимой на теплоход.. из Батуми на север. После Туапсе теплоход уш..л в открытое море, чтобы обойти лед..ной шторм, буш..вавший у берегов Новороссийска.

    На ра(е, ес)вете я проснулся от тишины. Монотонно гудела машина. Я вышел на палубу. Шторм стих. В (не)обыкнове(н, нн)ой ясност.. всходило солнце.

    (В)переди, в голубоватой светящ..йся мгле, медленно выр..стали из моря очертания ж..лтых гор, освещ..ных ни(з, с)кими, но яркими лучами. Это был Крым, но я (не)сразу узнал его. Он пок..зался мне огромн..м островом, тонущим в утре(н, нн)ей синеве.

    Впервые я увидел из морской дал.. весь Крым, весь торжестве(н, нн)ый разворот его берегов от мыса Фиолента до Кара-дага.

    Мы подходили к берегам, расцвеч..ным сухими и ре(з, с)кими красками крымской зимы.

177. Распределите причастия на группы по видам орфограмм на месте пропусков, обозначая условия выбора гласных букв в суффиксах. Составьте два-три предложения, используя любые из данных сочетаний слов.

Трава, колебл..мая ветром; стел..щееся растение; кол..щийся кустарник; засе..нные поля; обнаж..нный лес; освеж..ные луга; сырой пух облаков, подгоня..мых ветром; на издали вид..мых холмах; чуть брезж..щий рассвет; скач..щие всадники; легко дыш..щий, взбира..щийся к вершине альпинист; натруж..нные руки; стро..щейся гидроэлектростанцией .

178. Прочитайте. Сформулируйте и запишите основную мысль текста.

Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному. Причастия и множество необходимых слов обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метёт и пр., заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.

(А. Пушкин)

179. Приведите примеры предложений с причастными оборотами из произведений А. Пушкина (упр. 97, 98, 114, 127, 134); подберите собственные примеры из прозаических произведений. Он писал: «Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей...» Проанализируйте подобранные вами фрагменты с учётом оценки А. Пушкиным роли причастия и требований к языку прозы.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru