|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 7 класса РУССКИЙ ЯЗЫК§ 27. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Применяя данное правило, рассуждайте так: раскраш..нный — гласная после шипящей находится в суффиксе не под ударением, поэтому надо писать букву е: раскрашенный; заверш..н — гласная после шипящей находится в суффиксе под ударением, поэтому надо писать букву ё: завершён.
160. От глаголов образуйте и запишите полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте условия выбора изученной орфограммы. Огр..ничить, ск..лотить, ра..крепостить, обобщить, обез..ружить, осв..тить, об..ездить, потушить, ра..красить, л..шить, украсить, уху..шить, обе..водить, погл..тить, выутюжить. 161. Выпишите словосочетания сначала с причастиями, в которых на месте пропуска пишется буква ё, потом остальные. Обозначьте условия выбора букв ё — е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. На выкраш..нной в зелёный цвет веранд.., увлеч..нный делом, скруч..нной проволокой, потуш..н к утру, очищ..нным воздухом, испеч..нную булочку, остриж..нный наголо, сожж..нную бумажку, сильно рассерж..н, подслащ..нную воду, лиш..н таланта. 162. Спишите, образуя от глаголов, заключённых в скобки, страдательные причастия. Над какими видами орфограмм вы работали? 1. Вокруг меня прост..рались п..чальные пустыни, (пересечь) холмами и оврагами. (А. Пушкин) 2. Я бе..пощадно погонял (измучить) коня. (М. Лермонтов) 3. Белый коло(с, сс)альный ствол берёзы, (лишить) верхушк.., отломл..(н, нн)ой бурей или грозою, подымался из гущ.. и крутился на воздухе. (Н. Гоголь) 4. Утре(н, нн)ее солнце било в окно сквозь (спустить) зан..веску. (А. Чехов) 5. Я к..пячу чай в жестя(н, нн)ом (закоптить) чайнике. (К. Паустовский) 6. Трепещ..т ветви осин, (окружить) радужн..м с..янием. (В. Катаев) 163. Распределите слова по видам орфограмм на месте пропусков (см. таблицу). Обозначьте условия выбора букв о, ё и е после шипящих. Береж..т, снеж..к, на ж..рдочке, галч..нок, с меч..м, ш..рох, мяч..м, освещ..нный, стереж..т, зайч..нок, освеж..нный, суч..к, ч..рным, свеч..й, крыж..вник, еж..вый, стриж..т, рассеч..т, крюч..к, овраж..к, беж..вый, шапч..нка, испеч..т, решенный, товарищам, ситц..вый, рощ..й, кукуш..нок, холщ..вый, в горяч..м, груш..вый, песц..вый, лапш..й, лягуш..нок, закопч..нный, медвеж..нок, дорож..нька, дубоч..к, пересеч..т.
164. Диктант. С двумя сочетаниями слов составьте сложные союзные предложения. Отшлифова(н, нн)ые пр..боем камни, раз..ярённые волны; (не)раскатывающийся, а р..коч..щий гром; (не)прекр..щающийся ливень; очище(н, нн)ым воздухом; вызолоче(н, нн)ые перелески; выр..щенный урожай; посея(н, нн)ая рож(?); испеч..(н, нн)ый ч..рный хлеб; обрабат..ваемое поле.
165. Прочитайте отрывки из повестей А. Пушкина. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Понаблюдайте за особенностями употребления причастий и скажите, можно ли утверждать, что с помощью причастных оборотов характеризуется быт помещиков и даже описаны изменения, которые произошли в жизни одного из них. Найдите устаревшее слово.
166. Соберите материал к сочинению на тему «Успешный телеведущий». Понаблюдайте за внешностью этого человека. Возможная схема сбора материала: 1) рост; 2) лицо; 3) руки; 4) одежда; 5) манера держаться; б) манера общаться. 167. Опишите внешность телеведущего так, чтобы в классе его легко узнали. Используйте подготовленные вами материалы (см. упр. 166). Напишите обо всём, что есть примечательного в наружности этого человека (в его глазах, улыбке, одежде, особенностях поведения и речи и т. п.). Сформулируйте свой замысел, подготовьте записи, систематизируйте их. Озаглавьте своё сочинение.
|
|
Узнать стоимость написания
|