Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 16. Действительные и страдательные причастия

Рассмотрите рисунок и прочитайте существительные вместе с причастными оборотами.

  • Какое причастие обозначает временный признак предмета как результат действия самого предмета, носителя признака?
  • Какое причастие обозначает признак, который создаётся действиями, направленными на предмет извне?

Действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета.

Страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета.

Применяя данные определения, рассуждайте так: рассказанная (история) — та, которая кем-то рассказана; значит, слово рассказанная — страдательное причастие. Рассказавший — тот, кто сам рассказал; значит, слово рассказавший — действительное причастие.

99. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Над действительными причастиями надпишите букву д., над страдательными - с.

1. Я ехал один на стареньк..м видавш..м виды «Москвиче» и боялся, что за Уралом встрет..т меня выжженная трава, тучи (горько)солё(н, нн)ой пыли и зной. 2. Суслики стоявш..е на часах заслышав м..тор, бросились в густ..ю траву. 3. Совсем стемнело. Вдруг вместе с прохлади..м ветерком донёсся откуда-то чуть разл..чимый горький запах костра. 4. Широкий паром пр..ткнувшийся к берегу к..зался морским чудовищ..м. 5. В (не)ровн..м свете костра шалаш(?) сложенный из камыша был похож(?) на огромную задр..мавшую птицу.

(А. Некрасов)

100. Выпишите: 1) словосочетания «действительное причастие + существительное» и причастные обороты с действительными причастиями (вместе с определяемыми ими существительными); 2) словосочетания «страдательное причастие + существительное» и причастные обороты со страдательными причастиями (вместе с определяемыми ими существительными).

• Выпишите остальные слова, в которых есть пропуски букв и скобки.

1. Бурая зацв..тающая рож(?) тихо ш..лестела колосьями и клонилась от утре(н, нн)его свежего ветерка; вд..ли ярко осв..щённые только что пок..завшимся солнц..м в..днелись яровые. 2. Ра(з, с)даётся звонкая песня, плывёт по обрыву, по долин.., усеянной цветами, и тон..т где-то на окраин.. леса. 3. Пыль на улицах тучами подн..малась вслед за прое(з, с)жавшими подводами. 4. Из-за ворот лениво залаяла собач..нка, вся обвешанная реп(?)ями.

(П. Замойский)

101. Заключённые в скобки причастные обороты вставьте в предложения. выбрав для них подходящее по смыслу место. Если причастный оборот окажется после определяемого слова, не забудьте выделить его запятыми. Над действительными причастиями надпишите букву д., над страдательными - с. Обозначьте причастный оборот как член предложения.

1. Яркими звёздочками земляники покрылись поляны в сухом бору (обильно цветущей). 2. Дочь лесника увидела небольшого лопоухого лосёнка (собиравшая землянику). 3. Охотникам, косарям и грибникам иногда попадаются рога (сброшенные лосем). 4. Зашуршала, закачалась белоусая трава, послышался лёгкий топот, и на крошечную лесную поляну выкатил заяц (обрамлённую облетевшим осинником). 5. Звенят под ногами поблёкшие листья (высушенные крепким утренником).

(П. Шаповалов)

102. Написал восьмилетний Витя письмо своему учителю и подписался: «Любимый и уважаемый ваш ученик В. Петров». Все стали смеяться над ним и шутить. Почему подпись вызвала такую реакцию окружающих? В какой форме надо было употребить причастия? Как должен подписаться ученик? Запишите.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru