Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 11. Публицистический стиль

Особенности публицистического стиля определяются его задачей - воздействовать, повлиять на мысли, чувства, поведение, поступки читателей и слушателей. Публицистические произведения посвящаются актуальным общественным вопросам. Эти произведения часто встречаются в газетах (репортаж, интервью, очерк и др.), в выступлениях по радио и на телевидении.

Прочитайте заметку из газеты для школьников «Большая перемена». Определите её тему. С какой целью написана заметка? В какой её части представлена информация о событиях, в какой - передаётся эмоциональная оценка события? • Какие устойчивые обороты использованы в тексте? С помощью каких языковых средств создаётся эмоциональность речи во второй части текста?

После того как областные власти взяли курс на развитие и популяризацию массового спорта, жить в нашем регионе стало интереснее. В августе в тверском Дворце спорта «Юбилейный» прошёл праздник «Илья Ковальчук собирает друзей». А в сентябре в Тверской области побывали только что вернувшиеся с летних Олимпийских игр в Афинах известные гимнасты Алина Кабаева и Алексей Немов. Олимпийцы прилетели в нашу область с благородной целью: зажечь огонь и поднять флаг первой в истории Тверского края олимпиады среди детских домов и школ-интернатов.

Церемония открытия олимпиады получилась не хуже, чем в Афинах. И огонь настоящий, и эмоции нешуточные! А ведь всё, что случается впервые, запоминается надолго! И когда юные олимпийцы поднимутся на мировой пьедестал (а это обязательно случится!), они наверняка вспомнят этот первый в их жизни олимпийский огонь, который зажёгся на родной Тверской земле.

(По А. Миронову)

64. В очередном номере газеты или журнала найдите примеры публицистических текстов. Докажите, что они принадлежат именно к этому стилю.

65. Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. С помощью каких языковых средств создаётся эмоциональность, образность текста? Сделайте выводы о языковых особенностях данного публицистического произведения. • Из первого абзаца выпишите слова с пропусками и скобками. Спишите второй абзац.

Я долго стоял на берегу родной реки, радуясь и п..чалясь, невольно вспом..ная давние, навсегда отжитые врем..на, думая о великих св..ршениях и переменах. Трогательно связана моя жизнь с этой маленькой реч(?)кой, тонущей в зелёных кудрявых берегах. Здесь прошло моё детство, перед глазами впервые раскрывался живой радос(?)ный мир. Здесь услышал я русскую ладную реч(?), слушал чудес(?)ные народные песни. И здесь же почу(?)ств..вал, полюбил материнское тепло родной земли, родившей меня и вскормившей.

Пройдут врем..на, думаю я теперь, и поколения людей спрос..т у нас о пережитых и пережива..мых нами величественных и трагических днях. Надо помнить живших на русской земле дедов и отцов наших, создавших могучий язык, на котором мы пиш..м и говорим.

(И. Соколов-Микитов)

66. Прочитайте фрагменты из речи Исократа (436-338 до н. э.). Уточните, кто такие Исократ, хиосцы, родосцы, византийцы. Где вы будете искать информацию о них?

Что утверждает Исократ? К чему призывает? Какие средства он использует, чтобы сделать свою речь убедительной?

Прочитайте речь Исократа так, чтобы слушатели прониклись убеждённостью оратора.

Мы пришли сюда, чтобы обсудить вопрос о войне и мире, который имеет величайшее значение в жизни людей...

Я утверждаю, что нам необходимо заключить мир не только с хиосцами, родосцами, византийцами... но со всем человечеством, и мирный договор должен... предусматривать автономию эллинов, вывод гарнизонов из чужих городов и сохранение каждым своей территории. Ведь не придумать более справедливого и более выгодного для нашего города мирного договора, чем этот.

67. Прочитайте начало выступления академика А.Д.Сахарова в связи с присуждением ему в 1975 году Нобелевской премии. Докажите, что текст обладает приметами публицистического стиля.

Глубокоуважаемые члены Нобелевского комитета!

Глубокоуважаемые дамы и господа!

Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими. Такова главная мысль, которую я хочу отразить в этой лекции.

Я глубоко благодарен за присуждение мне высокой, волнующей награды — Нобелевской премии мира — и за предоставленную возможность выступить сегодня перед вами...

68. Найдите в Интернете публицистические выступления политиков, деятелей культуры, спорта и др. К кому обращены эти высказывания, какие задачи ставили авторы? Одно выступление охарактеризуйте устно.

69. Вообразите, что вам предстоит выступить в актовом зале, на школьной площадке, в классе и т. д. Ваша задача - убедить слушателей, что необходимо прийти в ближайший выходной день для того, чтобы помочь в создании школьного музея (в восстановлении памятника культуры и т. д.). Составьте устное выступление-обращение в публицистическом стиле. Уточните свою тему. Запишите развёрнутый план, рабочие материалы к нему. Потренируйтесь дома в устном выступлении.

70. Свободный диктант. Сформулируйте основную мысль текста. Укажите языковые средства публицистического стиля.

Вдоль реч(?)ки уничтожили в..твистые вербы, и реч(?)ка обмелела, а летом совсем пересохла.

Предвижу возр..жения: в..лика беда. Реч(?)ка-то (не)суд..ходная, (не)промысловая.

Да, но откуда же суд..ходные реки берут свои воды? Из таких же малых рек. Они — неотъемлемая часть единого природного комплекса. А коли так, нельзя же было в порыве деловых увлечений её губить.

Деревьев (не)стало — (не)стало реч(?)ки, реч(?)ки не стало — пе-рев.-лась рыба, и..чезли реки. И так по цепочке. В пр..роде всё в равновес... Эту взаимосвязь легко разрушить, а во(с, сс)тановить гораздо труднее.

Обществу нужны строгие законы об охране пр..роды. К сожалению, даже к тем, которые имеются, мы обращаемся ре..ко. Поэтому неудивительно, что вместо парков — серые, мало радующие глаз здания, на месте речек — высохшие овраги, а вместо озёр и прудов— засохшие, покрытые серым илом огромные чаши, нав..дящие п..чаль и тоску.

(По Т. Афасижеву)

71. Всегда ли положительно влияние технического прогресса на окружающую среду? Обсудите 8 классе эту проблему. Пусть в полилоге прозвучат различные точки зрения. Обобщите высказанные мысли устно или письменно.

Примерные темы.

  • Технический прогресс и озоновые «дыры».
  • Не хожу я купаться на нашу речку.
  • Как влияет технический прогресс на изменения климата планеты?
  • Почему уменьшается численность белых медведей?
  • АЭС: за ними будущее или будущее без них?

Вы можете предложить и другие темы для обсуждения

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru