Учебник для 7 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 9. Виды диалога

56. Прочитайте диалоги. Назовите речевую задачу каждого из участников. Соотнесите содержание и речевые задачи, стоящие перед участниками диалогов, со схемой в начале параграфа. Определите вид каждого диалога.

  1. — Здравствуйте, Елена Николаевна! Сегодня состоится занятие секции по волейболу?

    — Да, Ваня, приходи в 5 часов.

  2. — Аня, исправь на доске допущенные Ваней ошибки.

    — А разве там есть ошибки?

    — Кто видит ошибки, поднимите руки.

  3. — Извините, Елена Николаевна! Я опоздал на урок.

    — Проходи, больше не опаздывай.

  4. — Понравился ли тебе фильм, Ваня?

    — Ничего. Ну, пап, драки хорошие, погони.

    — А мне — не очень. Эти драки и погони мы уже не раз видели.

57. Кто участвует в диалоге? Какова задача девочки, о чём она просит? Как девочка объясняет, почему она хочет отдать котёнка?

Перед поездкой в деревню мы зашли на птичий рынок. У ворот мы увидели девочку лет девяти с очаровательным существом на руках. Покупать котёнка мы не собирались, но интересно было узнать, почём котята на московском базаре.

— Я не продаю, — обрадовалась нашему вопросу девочка. — Я вас прошу, возьмите его так.

— Почему ты хочешь избавиться от котёнка?

— Я подслушала разговор. Бабушка хочет подкинуть его в какой-нибудь подъезд, а мне жалко, вдруг его никто не возьмёт, и он будет голодать и мяукать. Я вас очень прошу, возьмите, он хороший.

Взглянув на симпатичную мордочку котёнка, невозможно было от него отказаться. Девочка взяла с нас слово, что мы будем кормить котёнка ежедневно, не будем его бить и будем с ним играть.

(По В. Солоухину)

58. Познакомьтесь с высказываниями русских писателей о дружбе. Выскажите свои мысли о дружбе в диалоге друг с другом.

Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство.

(И.Гончаров)

Чтобы быть истинными друзьями, надо быть уверенными друг в друге.

(Л. Толстой)

59. Какие слова обыгрывает поэт Я. Козловский в шутливых репликах персонажей? Объясните знаки препинания в диалоге. Найдите в тексте обращения. Прочитайте это стихотворение весело, по ролям, как будто вы произносите его перед младшими школьниками.

      ВОЛК И ЁЖ

      Волк, чащобою кружа,
      Повстречал в обед Ежа.
      И сказал:
      — Опять, сосед.
      Ты с иголочки одет.
      В это время в стороне
      Грянул выстрел в тишине.
      Волк в кусты от страха — скок
      И свернулся там в клубок.
      В остром слове зная толк,
      Ёж сказал:
      — О храбрый Волк,
      Вы не ёж, но отчего ж
      Грозно съёжились, как ёж?

60. Разыграйте диалоги в разных ситуациях. Каковы задачи того, кто начинает общение, того, кто его продолжает?

  • Вам надо на улице узнать дорогу к музею (кинотеатру, развлекательному центру, библиотеке, стадиону и т.д.);
  • вы хвалите свою подругу (друга) за красивую причёску, модную одежду, достижения а спорте или учёбе и т.д.;
  • вы благодарите маму (папу, бабушку и др.) за подарок, помощь в трудном деле и т.д.;
  • вы спрашиваете мнение своего друга (подруги) о кинофильме, телепередаче, книге, компьютерной игре и т. д.;
  • вы убеждаете своего друга (подругу) заняться каким-нибудь видом спорта (бегом, плаванием, волейболом и т.д.).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru