>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник для 5 класса РУССКИЙ ЯЗЫК§ 76. СуффиксКакие из данных слов обозначают предметы, а какие - лиц (людей) по роду их занятий, по профессии? От какой части слова зависит разница в значениях слов каждой пары? паром паромщик
Какие из данных слов обозначают предмет, а какие - признак предмета со значением «сделанный из данного предмета»? От какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары? мех меховой
Какие из данных слов обозначают признак предмета по цвету, а какие имеют значение «становиться таким по цвету»? От какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары? красный краснеть
Суффикс - зна́чимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. 403. Прочитайте слова, образованные от слова рыба с помощью различных суффиксов. Объясните, чем различаются по значению два любых слова.
Какие из однокоренных слов обозначают предмет, а какие - признак предмета? Какие из них близки по своему значению? 404. Спишите, вставляя нужные слова. Выделите суффиксы, с помощью которых образованы названия лиц (людей) по роду их занятий, по профессии. Укажите существительные 1-го и 3-го склонений. На баяне играет баянист, на гитаре - - , на пианино - - , на виолончели3 - - ; книги переплетает - - ; грузит - - ; охотится - - . 405. Вставьте в предложение нужные слова. Выделите в них суффикс, с помощью которого образованы названия лиц по месту жительства. Укажите разницу в правописании названия города (края, страны) и названия человека, проживающего в этом городе. Запишите названия жителей вашего города, областного (краевого) центра, других городов области (края). Обозначьте в этих названиях суффикс (если он есть). В Рязан.. живёт рязанец, в Петербург.. - - , в Москве - - , в Сибири - - , в России - - . 406. Запишите ряды однокоренных слов. Образец. Баскетбол → баскетболист → баскетболистка. Подчеркните непроверяемые орфограммы в корнях слов. Волейбол, шахматы, парашют, теннис, велосипед. 407. Подберите однокоренные слова с суффиксом -тель- к словам читать, преподавать, наблюдать, учить, водить, строить. Какое общее значение имеют подобранные слова? Образец. Исследова(ть) + -тель → исследователь. 408. Составьте и запишите слова по данным схемам. Прочитайте в образце толкование лексического значения слова желтоватый. Образец. Желт-оват-ый = не совсем, чуть-чуть жёлтый.
409. Представьте, что:
Обозначьте в записанных словах суффикс -оват-. 410. Озаглавьте текст. Спишите, заменяя слова в скобках однокоренными словами с суффиксом -оват-. • Объясните, почему писатель использовал прилагательные красноватое, розоватые, а не красное и розовые. День был мя..кий и мглистый2. (Красное) солнце невысоко в..село над длинными, похожими на сн..говые поля1 сл..истыми обл..ками. В саду ст..яли покрытые ин..ем (розовые) дерев(?)я. Неясные тени на сн..гу были пропитаны тем же тёпл..м светом. Было необыкновенно тихо. (А. Н. Толстой) 411. Подберите к данным словам однокоренные с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение (-ик, -ек, -ок, -к-, -чик-, -очк-, -оньк-). Обозначьте в словах эти суффиксы. Стол, носок, карандаш; сын, голос, флаг, ветер; диван, костюм, карман; конфета, корзина, рыба; кисть, ваза, кофта; свежий, алый, жёлтый, красный. 412. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчёркивая слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ивушка ивушка, з..лёная моя!
413. Озаглавьте отрывок из повести Н. Носова «Приключения Незнайки». Обозначьте уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах. Почему в отрывке встречается много слов с этими суффиксами? Какие слова связывают четвёртое и пятое предложения? Открыв глаза, Незнайка увидел, что леж..т в ч..жой комнате. По углам ст..яли маленькие креслица.4 На стенах в..сели коврики и картины с изображением разных цв..тов. У окна ст..ял круглый столик. На нём возвышалась куча разноцветных ниток для вышивания и лежала подушечка, вся утыканная иголками, словно ощетинившийся ёжик. 414. Академик Л. Щерба для своих учеников сочинил предложение Глокая куздра будланула бокра и кудрячит бокрёнка. Какие морфемы (суффиксы, окончания) помогут вам догадаться, о чём говорится в этом странном предложении и кто действующие персонажи? Начало рассуждения: Глокая (какая?) - это прилагательное в женском роде, имеет окончание -ая, относится к слову куздра.
|