Учебник для 5 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 98. Множественное число имён существительных

Найдите все существительные во множественном числе и определите их падеж.

      Там чудеса: там леший бродит,
      Русалка на ветвях сидит;
      Там на неведомых дорожках
      Следы невиданных зверей;
      Избушка там на курьих ножках
      Стоит без окон, без дверей...

      Там королевич мимоходом
      Пленяет грозного царя;
      Там в облаках перед народом
      Через леса, через моря
      Колдун несёт богатыря.

(А. Пушкин)

548. Выпишите выделенные в данном выше тексте имена существительные, поставьте их в дательном, творительном и предложном падежах множественного числа и обозначьте окончания. Определите склонение этих существительных по их начальной форме. Одинаковые или разные окончания имеют эти существительные в дательном падеже множественного числа? А в творительном падеже? А в предложном?

549. Вставьте подходящие по смыслу существительные во множественном числе, обозначьте их падеж. Поставьте пропущенные запятые.

1. Наш край1 богат лес.. - - . 2. Нельзя не удивляться высок., могуч., сосн.. - - . 3. В лесах пахнет ягод.. - - .

Назовите существительные с окончанием -и (-ы). Какого они рода? Назовите существительные с окончанием -а (-я). Какого они рода?

Именительный падеж множественного числа

550. Запишите существительные в именительном падеже множественного числа в алфавитном порядке. Обозначьте ударение.

Адрес — адрес[а́] , д..ректор, доктор, мастер, профессор, ш..лк; догово́р — догово́р[ы], инженер, офицер, тренер, ш..фёр, месяц, торт, подпись2, плоскость, очере..ь, госпиталь, почерк; герб — герб[ы́] , маля́р, столя́р, приз1.

551. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте падеж имён существительных, употреблённых во множественном числе. Выпишите слова с орфограммой «Разделительные ъ и ь».

1. Но вот уже трещ..т морозы и серебрят(?)ся средь полей. 2. Сквозь волнистые туманы пробирает(?)ся луна на печальные поляны л(?)ёт п..чально свет она.4 3. Мчат(?)ся тучи в(?)ются тучи невидимкою луна освещает снег летучий.5 4. Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега сбежали мутными руч(?)ями на потоплённые луга. 5. Мальчишек радос(?)ный народ коньками звучно режет лёд. (А. Пушкин)

552. Под какой картинкой вы подпишете листы, под какой - листья; под какой - зубы, под какой - зубья; под какой - корни, под какой - коренья? Составьте и запишите словосочетания с этими существительными.

553. С ь или без ь? Обозначьте условия выбора этих букв.

С крыш(?), около дач(?), много задач(?), нет передач(?), из училищ(?), длинная реч(?), из-за туч(?), густая рож(?), наша молодёж(?).

554. Перепишите, раскрывая скобки. • Укажите слова с беглой гласной.

  • Пара ботинок[ ] (валенки, сапоги, чулки);
  • много дел[ ] (места, яблоки, макароны);
  • песни грузин[ ] (осетины, армяне, молдаване, болгары, татары, цыгане, солдаты, партизаны);
  • килограмм апельсин[ов] (мандарины, помидоры, томаты);
  • группа инженер[ш] (офицеры, тренеры, шофёры).

555. Прочитайте. Назовите имена существительные, характеризующие раннюю весну (девочку-весну). Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным.

Воз(?)мём хотя бы ранн..ю весну. У неё, у этой ещё зябнущей от последних заморозков девочки-весны, есть в котомк.. много хороших слов.

Начинают(?)ся оттепели, ростепели, капёли с крыш.5 Снег делает(?)ся зернистым, ноздреватым2, оседа..т и черне..т. Его с(?)едают туманы. Постепенно ра..возит дороги, наступа..т ра..путица, бе..дорожье. На реках появляют(?)ся во льду первые промоины с чёрн..й водой, а на буграх— проталины и проплешины...

Невозможно перечислить всё1.

(К. Паустовский)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru