Учебник для 5 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 97. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

Вспомните, когда в родительном, дательном и предложном падежах пишется е, а когда - и.

Окончание пишется:

  • у существительных 1 -го склонения в дательном и предложном падежах (кроме существительных на -ия);
  • у существительных 2-го склонения в предложном падеже (кроме существительных на -ий, -ие).

Окончание -и (-ы) пишется:

  • у существительных 1 -го склонения в родительном падеже;
  • у существительных 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

Применяя правило, рассуждайте по образцу: из песн.. слова не выкинешь. Из песн.. - песня, 1 -е склонение, не выкинешь (из чего?) из песн.. - существительное стоит в родительном падеже. У существительных 1-го склонения в родительном падеже пишется окончание . Напишу из песни (1-е, род. п.).

533. Е или и? Обозначьте орфограмму в окончаниях существительных.

Половина площадк.. . Приблизиться к баскетбольной площадк.. . Подъехать к привокзальной площад.. .

534. Составьте с некоторыми из данных словосочетаний (по выбору) 5 предложений и запишите их. Обозначьте изучаемую орфограмму по образцу, данному в правиле.

Отдыхали (в)двоём с с..строй в лагер.. «Берёзка», разучивали на лужайк.., подъехали к дач.., пошли по алле.. (в)лево, расположились на склон.., собрались на площадк.., выступали по очеред.., вернулись к ноч.. .

535. Выпишите словосочетания с зависимыми существительными. Укажите их склонение и падеж. Выучите наизусть понравившиеся пословицы, запишите их по памяти.

1. Злой плач..т от завист.., а добрый от жалост.. .5 2. В лихост.. и завист.. нет ни проку, ни радост.. . 3. Хороша рыба на чужом блюд..1 . 4. Добрался, как волк до овчарн.. . 5. Собака на сен., лежит: сама (не)ест и скотин., (не)даёт.

536. Спишите. Поставьте пропущенную запятую. Укажите в скобках, которые стоят перед существительными, склонение и падеж этих существительных. Обозначьте орфограмму «Буквы е и и в падежных окончаниях существительных».

1. По ( - - ) дорожк.. снежной2 зимой в лес (не)пройдёшь. 2. Завалило ягоду в ( - - ) болот., снегом. 3. Занесло в ( - - ) пол., зерно. 4. Белка пробилась сквозь1 снег в мох достала там с ( - - ) осен.. спрятанные орехи и тут же их с(?)ела.4 5. Ну как было (не)поз..видовать беличьей ( - - ) памят..!

537. Поставьте существительные в родительном падеже единственного числа с предлогами от, с, из, после, без (по выбору) и распределите их на две группы: 1) с окончанием только в родительном падеже; 2) с окончанием в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.

Опас(?)ность, песня, книга, молодёжь, жизнь, ночь, стройка, гордость, поездка, гибель, радость, чаща, пыль, разведка, память, колея, дорога, мес(?)ность, речь, помощь, республика.

У существительных женского рода на -ия (армия, лекция) в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа пишется на конце -ии.

У существительных мужского рода на -ий (санаторий, лекторий) и у существительных среднего рода на -ие (произведение, решение) в предложном падеже единственного числа пишется на конце -ии.

538. Выпишите существительные, у которых в предлож ном падеже единственного числа пишется на конце -ии

Образец. Секция — о секции.

Машенька, Мария, Марья, изл..жение, заключение, вступление, введение, территория, география, фамилия, произведение, соревнование, музей1, урожай, батарея, иней, юбилей, во(з, зз)вание, а(л, лл)ея, санаторий, шея, предпол.. жение.

539. Прочитайте текст. Определите стиль речи. Найдите слова, в которых выражена главная мысль каждой части текста. Перескажите его. Выпишите существительные, оканчивающиеся на -ий, -ие, -ия, и поставьте их в предложном падеже единственного числа.

Образец. Алюминий - об алюмини[и]

В выделенных словах обозначьте непроверяемые гласные и согласные.

Слов, оканчивающихся на -ий, в нашем языке не так уж много. Правда, среди них есть1 такие, которые употребляются довольно часто. Каждый, вероятно, не раз слышал такие слова, как алюминий, гербарий, лекторий*, планетарий*, санаторий. А вот другие слова на -ий, такие, как калий, магний, употребляются чаще всего в научной литературе.

Зато существительные, которые оканчиваются на -ие, -ия, в нашей речи встречаются часто, например: воспитание, занятие, заявление, окончание, собрание, развитие, растение, решение, условие, армия, артиллерия, морфология и многие другие.

540. Поставьте существительные в дательном падеже единственного числа.

Образец. Академия - к академи[и], аллея - по алле[е].

Армия, батарея, галерея, лекц..я о Великой Отечественной войне, резолюц..я, редакц..я, территория, фамилия, фотография, экскурсия, электростанц..я, шея.

541. Е или и? Выпишите слова с пропусками, обозначая в них окончания.

Посылая письмо, вы можете написать на конверте некоторые женские2 имена двояко. Кому: Марь., и Мари.., Наталь., и Натали.., Софь.. и Софи.., Таись., и Таиси.. . Другие имеют на конце или только «и», или только «е». Кому: Валери.., Евгени.., Клавди.., Ксени.., Лиди.., Юли.., Аксинь.., Дарь.. .

542. Спишите, раскрывая скобки. Устно объясните постановку тире.

  1. Получено пис(?)мо для (Агния Григорьевна). Брош..ру передайте (Лидия Ивановна) в ж..ри1. Скажите (Марья Николаевна) о (прибытие) поезда2. Воз(?)мите альбом у (Юлия Алексеевна). Обратитесь к (Клавдия Павловна). Ждите нас около дома (Евгения Борисовна).
  2. Василий, Валерий, Виталий, Афанасий и Юрий — брат(?)я.4 Выходят они на воскресную прогулку.4 На (Василий) пуховый шарф, на (Валерий) узорч..тые рукавицы, на (Виталий) ш..рстяная шапоч(?)ка, на (Афанасий) свитер, а на (Юрий) пёстрый ж..лет. И все эти вещи — подарок их бабушк.. (Евдокия Никитична).5

543. Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте склонение и падеж существительных. Перескажите (устно) текст.

Когда употребляется слово «заглавие»? Можно говорить и писать о заглави.. и о названи.. рассказа2 повеет., романа книг., статьи3. А говоря о кинофильм., спектакл.. цирковом представ лени.., употребляют только слово «название». Например, вторая серия фильма вышла под другим названием.

544. Составьте 4 словосочетания, употребляя в них в роли главных слов название, заглавие, имя.

545. Спишите. Вставьте пропущенные буквы и запятые. Обозначьте части слов, в которые были вставлены пропущенные буквы. Укажите предложение, соответствующее схеме:

Весеннее наступление уже начал..сь. На Кавказе цв..тут фиалки прор..стают в Средней Ази.. семена февральских посевов. Птич(?)и стаи зав..лновались на зимовках в Иран.. в Египт.. на Каспи.. .

(В. Песков)

546. Послушайте по радио сообщение о погоде. Напишите о том, какой будет (или какая была) погода в различных местах нашей страны. Подчеркните обстоятельства, выраженные именами существительными. Определите падеж этих существительных. В каком стиле написано ваше сообщение о погоде?

547. Изложение (см. памятку на с. 149). Как описывает писатель берёзы, увиденные им в приморском парке? Что они напомнили ему? Напишите от 3-го лица изложение. Озаглавьте его.

Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности. Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже...

Я глядел на эти берёзы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа...

(В. Астафьев)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru