Учебник для 5 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 119. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

Определите ударение. Укажите окончания. Назовите глаголы с безударными окончаниями.

Живёт, ездим, летит, поём, боремся, строит.

Можно ли на слух или по 3-му лицу множественного числа определить спряжение глаголов с безударным окончанием? Далеко не всегда:

Как же поступать в этих случаях?

Если у глагола безударное личное окончание, нужно:

  1. поставить глагол в неопределённой форме. Например: строим - строить;
  2. определить, какая гласная стоит перед -ть.

Ко II спряжению относятся:

  1. все глаголы на -ить (кроме брить, стелить)',
  2. 7 глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;
  3. 4 глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать. Все остальные глаголы (на -еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др.) относятся к I спряжению.

Образец рассуждения.

1. Ход..м - ставлю глагол в неопределённой форме: ходить. Глагол на -ить, значит, он II спряжения, нужно в окончании писать и — ходим.

2. Уви́д..шь - образую неопределённую форму: увидеть, глагол-исключение II спряжения, нужно писать и - уви́дишь.

669. Определите спряжение глаголов, поставьте их в 1-м лице множественного числа.

Образец. Трево́житься (на -ить, II спр.) - трево́ж[им]ся.

Ходить, обидеть, доверять, полоть, терпеть, задержать, сеять, отпилить, ездить, бороться, стелить.

670. Поставьте данные глаголы в неопределённой форме и образуйте 3-е лицо единственного и множественного числа. Учтите, что все формы глагола должны быть одного вида.

Образец. Вскочу - вскочить (на -ить, II спр.) - вско́ч[ит] - вско́ч[ат]; вскакиваю - вскакивать (на -ать, I спр.) - вска́кива[ет] - вска́кива[ют]

Обижаюсь, обижусь; объявляю, объявлю; закручиваю, закручу2; отвечаю, отвечу.

671. Образуйте глаголы с помощью приставки вы-. Обозначьте их спряжение.

Учтите, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные.

Образец. Гляди́м - выгляд[им], II спр.

Стоишь, сидит, летит, говоришь, шьёте, пьём.

672. Определите спряжение глаголов. Для этого отбросьте приставку вы-, которая перетягивает на себя ударение. Если глагол с безударным окончанием, определяйте спряжение по неопределённой форме.

Выбь..т, выгляд..шь, выгон..т, выгор..т, выдерж..шь, выжж..т.

673. Запишите глаголы, которые понадобятся вам для рассказа по картинкам. Обозначте спряжение глаголов.

674. Расскажите (устно) о том, как Артём прибивал скворечник. Подумайте, как вы будете рассказывать, каким тоном - серьёзно, шутливо или насмешливо. А это зависит от вашей задачи: допустим, вы хотите развлечь, рассмешить аудиторию (может быть, вы и есть этот Артём) или хотите показать, что всё надо делать не спеша, внимательно.

675. Подберите к данным существительным подходящие по смыслу глаголы, которые обозначают звуки, издаваемые животными. Подчеркните в глаголах чередующиеся согласные.

1. В..робьи3, в..рона, лягушка, волк, шмель1, филин.

Для справок: каркать, ухать, чирикать, выть, жужжать, квакать.

2. Гусь, кот, кузнечики, курица.

Для справок: мурлыкать, гоготать, стрекотать, кудахтать.

676. Подберите антонимы. Определите спряжение и вид глаголов. Выделите личные окончания глаголов и приставки по образцу.

Уход..шь, откро..шь, спрашива..шь, прод..ёт, грустим, кончаются.

677. Диктант с продолжением. Поставьте глаголы в настоящем времени, расставьте недостающие знаки препинания. Продолжите текст на тему «Мой брат (сестра, папа, мама, сосед) до ухода в школу (на работу)». Подчеркните все глаголы в тексте.

Весеннее утро. Будильник (вздрагивать) (щёлкать) слегка и (начинать) звонить. За стенами (просыпаться) другие будильники. Зовут будильники (торопить).4 Люди (сбрасывать) одеяла (потягиваться).

Для справок: слышать, видеть, вскакивать, проветривать, стелить, умываться, плескаться, причёсываться, одевать, надевать, тренироваться, выбегать, дышать, затеять, завтракать.

678. Спишите, выделите корни в существительных, прилагательных и глаголах. Обозначьте спряжение глаголов. Составьте 2 предложения, где подлежащим было бы слово берёза (берёзка, берёзонька). • Приготовьтесь выразительно прочитать это стихотворение.

      Всё, что в песне слав..тся,
      Всё, что сердцу помн..тся,
      Всё, что снится-вид..тся
      В стороне3 лесной, —
      Милая красавица,
      Ласковая скромница,
      Белая берёзонька2
      Дар..т мне весной.

(Н. Рыленков)

679. Е или и? Спишите тексты. Подчеркните в них глаголы.

  1. Вертушинка всё время верт..тся, как егоза, шныря..т, журчит1, бормоч..т, звенит и пен..тся около каждого камня или упавшего ствола б..рёзы, тихонько напева..т, разговарива..т сама с собой, пришёптыва..т и н..сёт по хрящеватому дну очень прозрачную воду.

    (К. Паустовский)

    • Тройка мчится, тройка скач..т,
      Вьётся пыль из-под копыт;
      Колокольчик2 звонко плач..т,
      И хохоч..т, и визжит.

(П. Вяземский)

680. Составьте 4 предложения с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в настоящем времени. В качестве подлежащих используйте существительные гром, волна, ливень, дождь, ручей.

Образец. Дождь шлёпает по лужам, барабанит по крышам.

Для справок: гр..хотеть, л..петать, журчать, клокотать, гр..меть, хлестать, плескать, б..рабанить, стучать, шуметь, зв..неть, б..рмотать и т. п.

681. Спишите. Подчеркните глаголы, относящиеся к словам поезд, он. Обозначьте цифрами над вставленными буквами орфограммы №2, 6, 17, 25 (см. форзацы учебника). Составьте предложения со словами, данными в рамке.

Наш дачный поезд отправляется с Рижского во..зала. Вот он в последний раз проход..т под ул..чным3 мостом и вдруг взлета..т над дерев(?)ями и домами. Потом поезд пересека..т к..нал, мину..т аэр..дром, пронос..тся над ул..цей с грузовиками, троллейбусами, пешеходами и останавливается у пл..тформы пригородной станц.. .

682. Рассмотрите рисунок. Расскажите, а затем напишите, чем заняты ребята. Подчеркните глаголы, обозначьте их спряжение.

683. Понаблюдайте за движением транспорта и людей на улице. Напишите, как движутся трамваи, автобусы, грузовики, троллейбусы и т. п.; как передвигаются взрослые, спешащие на работу, малыши, группы школьников, пожилые люди и т. п. Озаглавьте свой текст, например: «На нашей улице утром», «В солнечный (дождливый) день на улице» и т. п. Используйте глаголы, передающие скорость движения и шум, возникающий от него.

Для справок: ехать, тащиться, тянуться, скакать, двигаться, мчаться, шагать, шествовать, ползти, дребезжать, шуршать, грохотать, семенить, плестись, следовать (за кем? за чем?) и т.д.

684. Продолжите предложения, используя глаголы (с пояснительными словами) для характеристики человека: 1) сильного, волевого; 2) робкого, неуверенного в себе.

Георгий говорит уб..ждённо, - - .

Павел отвечает слабым3 голосом, - - .

Возр..жать сп..койно, произносить твёрдо, ск..зать уверенно, невнятно проб..рмотать, настаивать, утв..рждать, тотчас согл..шаться, л..петать.

685. Устно составьте диалог по рисунку с названием «Нарушитель». Используйте различные глаголы со значением высказывания (говорить, возмущаться, кричать, а также синонимы, помещённые в рамке).

686. Диктант. Обозначьте спряжение глаголов.

1. Р..бота и муч..т, и корм..т, и уч..т.4 2. Кто труд люб..т, долго спать (не)буд..т. 3. Человек от лени3 боле..т, а от труда здорове..т. 4. Напиш..шь пером — не выруб..шь2 т..пором. 5. Всякая р..бота мастера хвал..т.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru