>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник для 5 класса РУССКИЙ ЯЗЫК§ 63. Фонетический разбор словаПорядок фонетического разбора
Образец фонетического разбора Союз. Устный разбор В слове союз два слога, ударение падает на второй слог: со-ю́з. Гласные звуки: первый — безударный, близкий к [а], обозначен буквой «о»; второй — ударный [й’у]> обозначен буквой «ю». Согласные звуки: [с] — глухой, твёрдый; обозначен буквой «эс»; [й’] — сонорный, мягкий; обозначен буквой «ю»; [с] — глухой, твёрдый; обозначен буквой «зэ». Письменный разбор со-ю́з с — [с] — глухой, твёрдый о — [а] — гласный, безударный ю — [й’] — сонорный, мягкий [у] — гласный, ударный з — [с] — глухой, твёрдый 4 б., 5 зв. В слове союз 4 буквы, 5 звуков. 320. Выполните фонетический разбор выделенных слов. Люблю грозу в начале мая,
(Ф. Тютчев) ПовторениеЗвуки речи изучаются в особом разделе науки о языке - фонетике. Способы обозначения звуков речи на письме изучает графика. Правильно произносить слова учит орфоэпия. Контрольные вопросы и задания
321. Запишите текст как диалог, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Назовите выделенные буквы и укажите, какие звуки обозначены ими. А какие ещё звуки они могут обозначать? Придумайте заголовок, который передавал бы смысл шутки. Учительница отд..ёт Петрову д..машнее соч..нение и говорит Петров мне показалось, что это почерк тв..ей с..стры. Возможно. Я п..сал3 работу её руч(?)кой. 322. Диктант. Подчеркните существительные с непроверяемыми безударными гласными. Составьте восклицательные предложения со словами, помещёнными ниже. душистый, ароматный Обыкновенные с(?)едобные ягоды необыч(?)ных размеров; душ..стая клубника с удивительном ароматом; диковинные плоды садов..й2 малины; хочется полакомит(?)ся соч(?)ными свеж..ми ягод..ми; ароматные2 лист(?)я чёрн..й смородины; красота даров природы. Алеет (в)низу, румянится, краснеет (с)права, желтеет (с)лева, белеет, чернеет.
323. Есть картины, герои которых - различные вещи, фрукты, овощи, цветы и т. д. Такие картины называют натюрмортами. Рассмотрите картину Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» (см. репродукцию в конце учебника). Какие предметы изобразил художник? Обратите внимание на то, как художник расположил их на картине, какие краски использовал. Ф. Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь. Постарайтесь раскрыть этот замысел художника в своём устном описании картины. 324. В каких словах песенки допустил ошибки Винни-Пух — персонаж сказки А. Милна? Как нужно правильно сказать? Победю я и жару, и мороз,
буду побеждать, одержу победу 325. Подготовьтесь к диктанту из слов, трудных по написанию и произношению (см. слова в рамках в изученном разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»).
|