>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник для 5 класса РУССКИЙ ЯЗЫК§ 29. Виды предложений по цели высказыванияУкажите, какие предложения: а) сообщают о чём-либо; б) содержат вопрос; в) выражают совет, просьбу. 1. Обязательно прочитайте рассказы Е. Носова о жизни ребят. 2. Ребята с большим интересом прочли рассказ Е. Носова «Белый гусь». 3. Вы читали рассказы Е. Носова? 4. Расскажите нам, пожалуйста, о писателе Е. Носове. По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Предложения, в которых:
При чтении данных повествовательных предложений голос вначале повышается (↑), затем делается небольшая пауза (|), в конце повествовательных предложений голос понижается (↓). Прочитайте вслух, наблюдая за интонацией.
145. Прочитайте текст в соответствии с обозначенными паузами внутри предложения. В каких предложениях можно сделать паузу, хотя она не обозначена? Запишите второе предложение и покажите стрелками повышение или понижение голоса. Лесная сказка Это и вправду было как в сказке. Кленовые2 листья | повисали на нитках осенней3 паутины. Лес прощается с солнцем. А при прощании | всё бывает особенно ласково. Светлые зайчики | играли на опавших листьях. Я выбрал зайчика покрупнее | и накрыл плащом. Получилась | мягкая постель. Присесть на такую постель после долгой ходьбы | — одно удовольствие! (В. Песков) 146. Послушайте, как можно прочитать по-разному побудительные предложения. При первом чтении выразите голосом дружеский совет, при втором - настойчивое требование. Знак ↑ показывает, какое из слов можно выделить, произнести более высоким тоном. Оцените, удалось ли читающему передать заданную интонацию Не перебивайте↑ говорящего, дослушайте фразу до конца↑. Если в разговоре вас перебьют↑, не старайтесь перекричать↑ собеседника2, а замолчите↑ и выслушайте↑ возражения. Не размахивайте↑ руками во время разговора. Не кричите↑, не смейтесь↑ слишком громко или слишком долго↑. Говорите с собеседником так↑, чтобы только он↑ вас слышал. 147. Составьте (устно) предложения, которые побуждают кого-либо: 1) написать о своих занятиях в школе кому-либо из знакомых; 2) рассказать о походе; 3) помочь родным по хозяйству. 148. Назовите в каждом предложении слово, выделенное значком ↑. В этом слове содержится вопрос. На него приходится наибольшее повышение голоса. Прочитайте вопросительные предложения вслух.
149. О чём говорит руководитель похода ребятам: что требует от них, какой распорядокдня планирует, о чем спрашивает? Используйте для этого разные по цели высказывания предложения.
150. Прочитайте стихотворение выразительно, выделяя интонацией повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Паро́м Тёмной ночью в тарантасе*
(М. Цветаева)
|