>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник для 5 класса РУССКИЙ ЯЗЫК§ 25. Пунктуация
— Елена Ивановна, что мне делать? Я допустил много синтаксических ошибок в сочинении.
— А это не синтаксические ошибки. Здесь не поставлены знаки в конце предложения, отсутствует запятая между однородными членами. Это пунктуационные ошибки. — А в чём разница? — Аня, может быть, ты знаешь? — Пунктуация учит ставить самые разные знаки препинания: точки, запятые, вопросительные, восклицательные и другие знаки. — А есть ли какая-нибудь связь между синтаксисом и пунктуацией? — Если ты не будешь знать синтаксиса, например, не сумеешь определить однородные члены, то не поставишь запятые. И это будет пунктуационной ошибкой. 122. Прочитайте сначала про себя, потом вслух. Бывает ли то, о чём говорится в этом забавном стихотворении? Где нужно поставить точки и запятые, чтобы устранить несуразности, нелепости? Докажите, что знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного. Очень-очень
(Б. Заходер) Пунктуация (от лат. punctum — точка) Пунктуация - раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки. 123. Прочитайте текст. Что мешает его пониманию? Озаглавьте текст, разбейте его на два абзаца. Спишите, ставя в конце каждого предложения нужный знак препинания. С каждым часом ночь холоде..т к рассвету воздух уже обжига..т лицо лёгким морозом полотнища палатки чуть-чуть провиса..т, и трава седе..т от первого утренника пора вставать на востоке уже наливает(?)ся тихим светом заря уже виднеют(?)ся огромные очертания ив, уже меркнут звёзды. (К. Паустовский) 124. Что записано слева, а что - справа? Можно ли сказать, что поэт Э. Успенский соединил слова в предложения без синтаксических ошибок? Но почему мы улыбаемся, читая это четверостишие? I Ваня, вёл, а, в это время,
II — Ехал кактус на коне,
125. Составьте и запишите по два предложения из каждой цепочки слов. Докажите на основе составленных предложений, что даже из одних и тех же слов можно составить самые разные предложения и выразить самые разные мысли.
126. Сколько знаков препинания в русской пунктуации? Назовите известные вам.
127. Прочитайте текст и определите его основную мысль. Сжато, в 3-5 предложениях, изложите содержание этого текста. А. П. Чехов писал: «Знаки препинания служат нотами при чтении». Убедимся3 в справедливости этого утверждения. Попробуем понять записанный без знаков, например, такой текст: «Утром мы отправились на охоту за детьми дома оставили присматривать тётю Дашу». Всё ли ясно? А ведь когда-то в Древней Руси писали не только без знаков препинания, но и без пробелов между словами. Представляете, как трудно было читать и понимать такую запись? Древние рукописи прочитаны учёными, но, к сожалению, не всё понято. Много «тёмных мест» осталось как раз из-за отсутствия знаков препинания. Теперь поставим точку в тексте, записанном без неё: «Утром мы отправились на охоту. За детьми дома оставили присматривать тётю Дашу». Страшно подумать, что получилось бы, если бы мы поставили точку после слов за детьми.
|