>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник для 5 класса РУССКИЙ ЯЗЫК§ 23. Основная мысль текста115. Прочитайте фрагмент стихотворения Ю. Мориц. Какова тема текста, т. е. о чём в нём говорится? Какова его основная мысль? Пузатый чайник знаменит
Пых-пых, горячий вкусный чай
116. О чём говорится в тексте, какова его тема? Что значит порядочный человек, по мнению Ю. Яковлева? Найдите предложения, в которых автор выражает эту основную мысль. Порядочный человек Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек»? И задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»? Может быть, человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает по комнате свои вещи, вовремя приходит на работу или в школу? <...> Да, корень этого слова «порядок». Но речь идёт не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок — верность, честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди. Порядочный. Постарайся скорее понять и запомнить это прекрасное русское слово. И живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Это порядочный человек». 117. Прочитайте заметку в школьную газету и замечания редактора. Раскрыта ли в заметке основная мысль, отражённая в заголовке? Отредактируйте заметку - при этом вы можете оставить или заменить её название.
118. Тема предстоящего сочинения - «Летние радости». Напишите рассказ, озаглавьте его. Если сумеете, проиллюстрируйте свой текст (т. е. сделайте к нему рисунки). Вы можете воспользоваться эпиграфом - высказыванием Н. Сладкова: «Летом дни дпинные-длинные, и радости в них — с утра до вечера!» Вы проводите день на реке, купаетесь до посинения, загораете до черноты! Ходите в лес за ягодами. А какие цветы на лугу! Бабочки на цветах! И вдруг налетает гроза - гром и молния! А походы, ночёвки, костёр и уха! Конечно, есть и другие летние радости: подружились с интересным человеком, научились плавать, прочли удивительную книгу, побывали в увлекательном путешествии, спасли ежонка... Разве можно всё назвать? У каждого летние радости свои. Вот и выберите один из радостных летних дней, который вам запомнился больше остальных, и расскажите о нём в своём сочинении. Контрольные вопросы и задания
|