>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник для 5 класса РУССКИЙ ЯЗЫК§ 20. Имя существительноеНазовите предметы, которые вы видите или видели в классе, в школе, дома, на улице, в поле, в лесу. Какой частью речи являются слова, которыми вы назвали эти предметы? К каким из них можно поставить вопросы кто? кого? и т. д., а к каким - что? чего? и т. д.?
93. Прочитайте стихотворный отрывок и назовите его автора. Выпишите имена существительные. Определите их род и число. Образец. Черномор (м. р., ед. ч.). В свете есть иное диво:
Родительный (кого? чего?) Дательный (кому? чему?) Винительный (кого? что?) Творительный (кем? чем?) Предложный (о ком? о чём?) Приведите по 2-3 примера существительных, отвечающих на вопросы кто? и что? 95. Спишите, раскрывая скобки. Над выделенными существительными надпишите их падеж и число. 1. Суди (о)людях не по словам, а по д..лам. 2. Не (за)своё дело (не)берись, а (за)своим делом (не)ленись. 3. Почин дороже дела. 4. Устал3, но не (от)дела, а от (б..з)делья. 5. (Не)сп..ши языком, тор..пись делом. 6. Пошло дело на лад, и сам тому рад. 96. Рассмотрите таблицу. Расскажите по ней о том, какие существительные относятся к 1, 2 и 3-му склонению. Приведите примеры.
97. Обозначьте границы предложений, поставив в конце каждого предложения нужный знак. Укажите цифрами склонение имён существительных. На какие две части можно разбить данный текст? О чём говорится в каждой части? Дом ст..ял (в)глухом, заброшенном саду каждую ночь нас будил3 стук диких яблок, падавших с веток на его т..совую крышу дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями мы в нём только н..чевали все дни, от рассвета2 до т..мноты, мы проводили на б..регах бесчисленных озёр там мы л..вили рыбу. (К. Паустовский)
98. Выпишите в левый столбик существительные 3-го склонения, а в правый - не 3-го склонения. Поставьте ь там, где он необходим. Составьте предложения с выделенными словами. Шалаш(?), товарищ(?), (сушка) груш(?), сторож(?), этаж(?), ключ(?), врач(?), вегц(?), (постройка) дач(?), ноч(?), (много) луж(?), плащ(?), лещ(?), молодёж(?), об-руч(?)> дрож(?), помощ(?), ёж(?), реч(?), (из-за) туч(?), рож(?), доч(?), (много) задач(?), лож(?), дич(?), полноч(?), богач(?), чертёж(?), малыш(?), кирпич(?), мощ(?), луч(?), глуш(?). 99. Рассмотрите таблицу «Окончания -ей и -и у существительных в единственном числе». Почему в неё включены только три падежа: родительный, дательный и предложный? Какое правило вы вспомнили? Это правило не относится к существительным с окончаниями на -ия, -ив, -ий!
100. Выпишите имена существительные с недописанными окончаниями вместе с теми словами, от которых задаётся падежный вопрос. Укажите склонение и падеж. Образец. Лежит в плетёной корзин.. - лежит (1-е скл., предл. п.) в корзине. 1. Выйти к лесной2 опушк.. . 2. Расположились на небольшой полян.. . 3. Край берёзовой рощ.. . 4. Нигде нет настоящей тен.. . 5. Скрываться в буйной поросл.. трав. 6. Запах горькой полын.. . 7. Играют3 в пышной зелен., деревьев. 8. Купаются в солнечном блеск.. . 9. Удивительно радостно на сердц.. .
101. Допишите падежные окончания существительных. Обозначьте их склонение и падеж. Ездили к тётк..,
(С. Маршак и Д. Хармс)
|