Учебник для 5 класса
/часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 63. Фонетический разбор слова

Порядок фонетического разбора

  1. Слоги, ударение.
  2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
  3. Согласные звуки: звонкие (в том числе сонорные) и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные); какими буквами обозначены.

Образец фонетического разбора

    Союз.

Устный разбор

В слове союз два слога, ударение падает на второй слог: со-ю́з.

Гласные звуки:

первый — безударный, близкий к [а], обозначен буквой «о»; второй — ударный [й’у]> обозначен буквой «ю».

Согласные звуки:

[с] — глухой, твёрдый; обозначен буквой «эс»;

[й’] — сонорный, мягкий; обозначен буквой «ю»;

[с] — глухой, твёрдый; обозначен буквой «зэ».

Письменный разбор

со-ю́з

с — [с] — глухой, твёрдый

о — [а] — гласный, безударный

ю — [й’] — сонорный, мягкий

[у] — гласный, ударный

з — [с] — глухой, твёрдый


4 б., 5 зв.

В слове союз 4 буквы, 5 звуков.

320. Выполните фонетический разбор выделенных слов.

      Люблю грозу в начале мая,
      Когда весенний первый гром,
      Как бы резвяся и играя,
      Грохочет в небе голубом.

(Ф. Тютчев)

Повторение

Звуки речи изучаются в особом разделе науки о языке - фонетике.

Способы обозначения звуков речи на письме изучает графика.

Правильно произносить слова учит орфоэпия.

Контрольные вопросы и задания

  1. Укажите различия в образовании гласных и согласных звуков; звонких — глухих согласных.
  2. В чём особенность сонорных звуков?
  3. Для чего нужно знать алфавит?
  4. Приведите примеры чередований ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.
  5. Какие орфограммы встретились вам в этом разделе?

321. Запишите текст как диалог, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Назовите выделенные буквы и укажите, какие звуки обозначены ими. А какие ещё звуки они могут обозначать? Придумайте заголовок, который передавал бы смысл шутки.

Учительница отд..ёт Петрову д..машнее соч..нение и говорит Петров мне показалось, что это почерк тв..ей с..стры. Возможно. Я п..сал3 работу её руч(?)кой.

322. Диктант. Подчеркните существительные с непроверяемыми безударными гласными. Составьте восклицательные предложения со словами, помещёнными ниже.

душистый, ароматный

Обыкновенные с(?)едобные ягоды необыч(?)ных размеров; душ..стая клубника с удивительном ароматом; диковинные плоды садов..й2 малины; хочется полакомит(?)ся соч(?)ными свеж..ми ягод..ми; ароматные2 лист(?)я чёрн..й смородины; красота даров природы. Алеет (в)низу, румянится, краснеет (с)права, желтеет (с)лева, белеет, чернеет.

323. Есть картины, герои которых - различные вещи, фрукты, овощи, цветы и т. д. Такие картины называют натюрмортами.

Рассмотрите картину Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» (см. репродукцию в конце учебника). Какие предметы изобразил художник? Обратите внимание на то, как художник расположил их на картине, какие краски использовал.

Ф. Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь. Постарайтесь раскрыть этот замысел художника в своём устном описании картины.

324. В каких словах песенки допустил ошибки Винни-Пух — персонаж сказки А. Милна? Как нужно правильно сказать?

      Победю я и жару, и мороз,
      Лишь бы мёдом был вымазан нос!
      Победю...
      (Нет, побежду!)
      Побежду я любую беду,
      Лишь бы были все лапки в меду!

буду побеждать, одержу победу

325. Подготовьтесь к диктанту из слов, трудных по написанию и произношению (см. слова в рамках в изученном разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru