Учебник для 5 класса
/часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 49. Диалог

Прочитайте.

— Ты опять завтракаешь на уроке?

Валя быстро спрятала завтрак в парту.

— Что будет, — сказал учитель, — если все будут завтракать на уроке?

Класс зашумел. Потому что каждый хотел сказать, что тогда будет.

Коля сказал:

— Будет очень смешно!

Миша сказал:

— Жеванье будет!

Маша сказала:

— Все сытые будут!

— А чего не будет? — спросил учитель.

Класс молчал. Чего не будет — никто не знал. Учитель хотел уже сам ответить, как вдруг кто-то крикнул:

— Урока не будет!

— Абсолютно верно! — сказал учитель.

(В. Голявкин)

Сколько человек участвует в разговоре? Кому принадлежат слова: «Абсолютно верно!»? Как вы узнали это? Прочитайте ещё раз реплики (слова каждого лица) без слов автора. Как выделяются на письме высказывания каждого говорящего? Прочитайте, выделяя голосом слова, отмеченные знаком ↑.

      Сегодня в магазине↑ и шум↑, и суета↑.
      Сегодня продавщица↑ все время занята↑.
      Вот уж целых↑ два часа↑
      раздаются голоса↑:
      — Мне хорошую резинку↑!
      — Мне альбом↑!
      — А мне картинку↑.
      — Дайте кисточку↑ и клей↑!
      — И линейку↑ подлинней↑.
      — Дайте два больших пенала↑!
      — Дайте ножик↑ раскладной!
      — А у нас тетрадок↑ мало.
      Нам прибавьте↑ по одной!

(Н. Найдёнова)

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц.

Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки, а перед ней ставится тире.

Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи, но без кавычек.

251. Разделитесь на три команды. Ученики из двух команд по очереди читают каждую реплику из стихотворения Н. Найдёновой с заданной интонацией. Ученики третьей команды внимательно слушают и оценивают точность и выразительность интонации и таким образом определяют команду-победителя.

252. Прочитайте отрывок из повести В. Короленко «Слепой музыкант». Определите, сколько человек участвует в диалоге. Объясните знаки препинания при диалоге.

— Кто тебя выучил так хорошо играть на дудке?

— Иохим выучил, — ответил Петрусь.

— Очень хорошо! А отчего ты такой сердитый?

— Я... не сержусь на вас, — сказал мальчик тихо.

— Ну, так и я не сержусь... Давай играть вместе.

— Я не умею играть с вами, — ответил он, потупившись.

— Не умеешь играть? Почему?

— Так.

— Нет, почему же?

— Так, — ответил он чуть слышно и ещё больше потупился.

Ему не приходилось ещё никогда говорить с кем-нибудь о своей слепоте, и простодушный тон девочки, предлагавшей с наивною настойчивостью этот вопрос, отозвался в нём опять болью.

253. Вставьте подходящие по смыслу слова, избегая повторения глагола сказал, затем перепишите. Объясните, какую роль выполняет первое и второе тире в каждом предложении. Укажите предложение с обращением.

— Здравствуй, Ваня! Куда ты идёшь? — ... Катя.

— К Пете. Он заболел, — ... Ваня.

— А что с ним случилось? — ... Катя.

— Катался с горки, неудачно упал и сломал руку, — ... Ваня.

— Ты к нему надолго? — ... Катя.

— На весь вечер, — ... Ваня. Для справок: спросить, сказать, ответить, проговорить, поинтересоваться.

254. Можно ли этот ряд предложений назвать текстом? Докажите своё мнение. Переставьте предложения так, чтобы можно было понять разговор детей. Запишите его в форме диалога.

  1. «А туда, где, говорят, зимы (не)бывает», — объяснил Павел.
  2. «Что это?» — спросил вдруг Костя, приподняв голову.
  3. Павел прислушался. «Это кулички летят, посвистывают ».
  4. «А разве есть такая земля?»
  5. «Куда же они летят?»
  6. «Есть».
  7. «Д..леко?»
  8. «Д..леко, д..леко, за тёплыми морями».

(И. Тургенев)

здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста

255. Вы решили навестить заболевшую однокласницу. Когда вы вошли в её комнату, то уведели . . . Включите в ваш рассказ диалог. Придумайте всем участникам диалога имена. Вы тоже можете поучаствовать в нём.

256. Продолжите и запишите телефонный разговор, употребляя вежливую форму обращения. Используйте (по возможности) слова выделенные курсивом.

— Здравствуйте! Попросите, пожалуйста, Арсения.

Повторение

Контрольные вопросы и задания

  1. Что изучается в синтаксисе?
  2. Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения?
  3. Какие члены предложения распространяют грамматическую основу?
  4. На какие группы делятся предложения по:
    • наличию главных и второстепенных членов;
    • цели высказывания;
    • интонации?
  5. Для чего нужна пунктуация?
  6. Какие пунктуационные правила вы изучили в этом разделе?

257. Диктант. Объясните все известные вам случаи постановки знаков препинания. Найдите во втором абзаце текста гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые). • Объясните название текста.

СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

— Зачем ты берёшь с собой мусор? — сказала Оля. — Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

(В. Сухомлинский)

258. Составьте предложения по схемам.

259. Составьте предложения по схемам.

260. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

1. Пушкин входит в нашу ж..знь в самом начале её и уже (не)покидает до конца.5 2. Со слуха я знал его

«Сказку о царе Салтане» «Полтавский бой» из «Полтавы» «Сон Татьяны» из «Евгения Онегина». 3. «Капитанская дочка» явилась для м..ня первой в ж..зни самостоятельно прочитанной книгой. 4. С того вечера я стал читателем книг его и мне беск..нечно дорого что этим я обязан Пушкину. 5. Пушкин — певец св..боды великий п..триот и провозвестник* светлого будущего своего народа.

(По А. Твардовскому)

261. Сжатое изложение. Прочитайте продолжение текста упр. 24.

С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосый, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.

Но иногда на Аркашу словно нах..дило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит чего-то.

— Кому это ты, Аркашка? — спрашивают мальчишки.

— Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает? — говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы под ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.

Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка ему обед принесёт, спрашивает:

— С кем это ты разговариваешь?

— Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать.

Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.

«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?» — думает Аркаша.

Думал Аркаша, думал, но так ничего и не придумал.

(По Е. Мурашовой)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru