Учебник для 5 класса
/часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 47. Синтаксический разбор сложного предложения

Порядок синтаксического разбора

  1. Вид предложения по цели высказывания.
  2. Вид предложения по интонации.
  3. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы.
  4. Средства связи простых предложений в составе сложного.
  5. Знаки препинания.

Образец синтаксического разбора

Солнышко садится, потухает день, медленно ложится на дорогу тень. (С. Дрожжин)

Устный разбор

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх простых предложений. В первом предложении основа — солнышко садится, во втором — потухает день, в третьем — ложится тень.

Простые предложения связаны в бессоюзном сложном при помощи интонации, разделены запятыми.

Письменный разбор

1) Солнышко садится, 2) потухает день. 3) медленно ложится на дорогу тень (повеств., сложное, бессоюзное).

242. Разберите предложения. Объясните знаки препинания.

1. Листья сыплются за школой, слышен громкий спор сорок. Прозвенел звонок весёлый, начинается урок. 2. Пролетают паутинки с паучками в серединке, и высоко от земли пролетели журавли.

(Л. Татьяничева)

243. Прочитайте историю, рассказанную В. Песковым. Докажите, что это текст. Определите его основную мысль. Какие слова помогают писателю изобразить стремительность движения оленя? Спишите второй и третий абзацы, расставляя пропущенные знаки препинания.

Странная была встреча. Олень глядел на меня и не спешил убегать.5 Любопытство! Два сливовых глаза глядели на меня не моргая. Ноздри тянули воздух и выпускали две струйки морозного2 пара.

Я почти (не)дышал (не)шевелился. Оленю надоела неясность. Он шаркнул передней ногой и опять замер. (Не) знаю, чем бы кончилось единоборство двух пар любопытных глаз, но откуда-то появилась сойка и застрекотала. А это в лесу сигнал: опас(?)ность! Сигнал сорвал (с)места оленя. Он прыгнул (в)сторону, задел ореховый куст.4 Мелькнуло между осинами тело оленя, стихли удары копыт (по)сухим листьям.4

Сойка с минуту (не)могла успокоит(?)ся; прыгала (по) осине и стрекотала. Лес на два километра вокруг (по)этому крику знал: что-то случилось.

244. Диктант. Обозначьте в словосочетаниях главное слово.

Тетра..ь для отзывов, ..громное впеч..тление, сочу(?)ствовать герою, т..рпел ун..жения, страницы повест.., т..жело переж..вать, познакомиться с н..винками, серьёзная брош..ра, подготовка к сочинению, грамотно писать д..ктант, изучать гра(м, мм)атику, занятия по информатик.., подражать старшекла(с, сс)никам.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru