Роль имён прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные?
1. Прочитайте.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.
(А. Фет)
Картину какого времени года рисует поэт? Как он называет эту картину? Подберите синоним к слову чу́дная.
Назовите слова (эпитеты), которые помогли автору ярко и образно нарисовать чудную картину зимнего пейзажа. К какой части речи относятся эти слова?
Спишите. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные.
К какой части речи относится выделенное в стихотворении слово?
Обратите внимание! Различайте слова чу́дный (удивительный по прелести, красоте) и чудно́й (странный, удивляющий необычностью).
Обратите внимание! Некоторые имена прилагательные могут быть употреблены в полной и краткой формах: широкие (реки) — (реки) широки; долгий (путь) — (путь) долог; родная (картина) — (картина) родна.
Имя прилагательное в краткой форме употребляется в предложении как сказуемое.
2. Прочитайте. О какой птице идёт речь?
У ... по бокам перышки совсем белые. Голова, крылья, хвост чёрные, как у вороны. Очень красивый у птицы хвост. Он длинный, прямой, будто стрела. Перья на хвосте зеленоватые. ... — птица очень нарядная, ловкая, подвижная.
(Г. Скребицкий)
Слова какой части речи помогли вам узнать птицу? Спишите, вставляя пропущенное слово-название птицы.
Подчеркните имена прилагательные. Какие из них помогают описать внешний вид птицы, её поведение, отношение к ней автора?
Образуйте от данных имен существительных однокоренные имена прилагательные с помощью одного из суффиксов: -ист-, -лив-, -ив-, -ск-, -н-, -чив-. Запишите слова парами. Выделите суффиксы в именах прилагательных.
Составьте и запишите предложение с любым именем прилагательным.
автомоби́ль
4. Прочитайте.
, красный, жёлтый, плохой, добрый, хороший.
, красный, синий, серый, узкий.
Образуйте от данных имён прилагательных однокоренные имена прилагательные с помощью одного из данных суффиксов: -оньк-, -еньк-, -оват-, -еват-
Запишите слова парами. Выделите суффиксы.
Составьте и запишите предложение с любым именем прилагательным.
5. Прочитайте. Чем интересно последнее предложение? Какие слова привлекают ваше внимание?
Рассвет. Белизна снеговая.
Утихла ночная метель.
Закутана в мех горностая
Лесная красавица — ель.
(В. Алатырцев)
Спишите. Подчеркните имена прилагательные.
Разберите третье предложение по членам предложения.
Каким членом предложения является имя прилагательное?
6. Прочитайте.
1. Зелень травы, зелёная листва, зеленеют весной. 2. Грустное настроение, грусть в глазах, грустно смотрит, грустить о родине. 3. Звонко поёт, звонят в дверь, звонкий голос, звон колоколов.
Какой частью речи является каждое из однокоренных слов? По каким признакам вы определили эти части речи?
Выпишите словосочетания с именами прилагательными.
7. Прочитайте. Найдите среди данных имён прилагательных синонимы и антонимы.