|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 4 класса РУССКИЙ ЯЗЫКПравописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени
189. Вспомните по таблице спряжения глаголов, какие личные окончания имеют глаголы I и II спряжения.
190. Прочитайте.
Мой грибВ грибном лесу одна полянка другой руку подаёт через кусты, и, когда эти кусты переходишь, на полянке тебя встречает твой гриб. Тут искать нечего: твой гриб всегда на тебя смотрит. (М. Пришвин)
Образец. Смотр[ит] (3-е л., ... ч., ... спр.), ... . Как определить спряжение глагола?
191. Прочитайте памятку «Как определить спряжение глагола?». Какие глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению? ко II спряжению? 192. Прочитайте. Объясните, как определить спряжение глаголов по неопределённой форме. Клеить, читать, слышать, зеленеть, просить, веять, дружить, видеть, думать, рыть. Образец рассуждения. Глагол клеить оканчивается на -ить, значит, это глагол II спряжения. Глагол читать оканчивается на -ать, значит, это глагол I спряжения. Глагол слышать оканчивается на -ать (глаголы на -ать относятся к I спряжению), но слышать является глаголом-исключением, поэтому относится ко II спряжению. 193. Прочитайте ещё раз глаголы из упр. 192. Выпишите каждый глагол. Укажите его спряжение. Рядом запишите этот же глагол в форме 2-го лица единственного числа настоящего времени.
194. Прочитайте. Определите спряжение глаголов. Веять, держать, наклеить, болеть, варить, доказать, мечтать, смотреть, вертеть, запомнить, ловить, прыгнуть, сверкать, обидеть, беспокоить.
195. Прочитайте. 1. Доски (пилить) пилой. 2. Зерно (сеять) ... . 3. Дрова (колоть) .... 4. Хлеб (убирать) ... . 5. Гвоздь (забивать) .... 6. Рыбу (удить) ... . 7. В космос (летать) на ... .
Говорите правильно! Махать - машу, машешь, машет, машут.
196. Прочитайте. В чём сходство и различие каждой пары глаголов? Определите спряжение глаголов.
Обратите внимание! При образовании форм глагола надо правильно поставить вопрос к неопределённой форме и к формам настоящего и будущего времени: что делать? - что делает? и что сделать? - что сделает? Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок. 197. Прочитайте. Определите спряжение глаголов. 1. Живёт, глухом, разбойница-рысь, лесу, в. 2. В, хорошо, лесной, видеть, рысьи, темноте, глаза. 3. Тихо, по, её, лапы, ступать, земле, кошачьи. 4. Хорошо, украшенные, слышать, уши, рысьи, кисточками. (И. Соколов-Микитов)
198. Прочитайте пословицы. 1. Пораньше (встать), побольше (сделать). 2. (Пожить) подольше, (узнать) побольше. 3. Конь вырвется — (догнать), а слова сказанного не (воротить). 4. (Написать) пером, не (вырубить) топором.
199. Прочитайте. Узнайте сказку и назовите её автора.
Смотрит: коршун в море тонет
200. Прочитайте памятку о правописании безударных личных окончаний глаголов.
201. Прочитайте. Объясните, как выбрать букву, чтобы правильно написать личное окончание каждого глагола. се(ю, я)т, вид(ю, я)т
Образец рассуждения. Се(ю, я)т — глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени, окончание безударное, отвечает на вопрос что делают? Ставлю глагол в неопределённую форму: что делать? — сеять. Неопределённая форма оканчивается на -ять — это глагол I спряжения, поэтому в 3-м лице множественного числа надо писать окончание -ют. 202. Прочитайте. Определите спряжение глаголов. (Они) работает, стира..т, ход..т, молч..т, гуд..т, сохн..т, украша..т, плач..т, благодар..т, шепч..т, напиш..т, кос..т, зелене..т, обид..т, урч..т, лета..т, барабан..т, гор..т, терп..т, кашля..т.
203. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. 1. Пахн..т свежест..ю сирен.., сладко пахн..т резедой. (И. Бунин) 2. Вет..р во..т. Гром грохоч..т. Син..м пламен..м пыла..т стаи туч над бездн..й моря. Море лов..т стрелы молний и в своей пучин.. гас..т. (М. Горький) 204. Прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого.
Славно ласточка щебеч..т,
Обратите внимание! В личных окончаниях глаголов после шипящих под ударением произносится звук [о], а обозначается этот звук буквой ё: бережёт, жжёт, стрижёт. 205. Прочитайте выразительно. Разговор Лютика и Жучка
— Лютик, Лютик, что хохоч...?
206. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. З..цв..ла ива. Каждый ивовый бараш..к — пуховый ж..лтый цыплёнок: с.дит и светится. Пальц..м тронешь — пож..лте..т палец. Щёлкн..шь — з..л..той дымок запар..т. П..нюха..шь — мёд. (Н. Сладков) 207. Прочитайте. Распределите глаголы в три группы: в первую группу глаголы I спряжения, во вторую - глаголы II спряжения, в третью - глаголы-исключения II спряжения. (Мы) вёрт..м, подар..м, свяж..м, угоща..м, услыш..м, груз..м, вытерп..м, посмотр..м, сол..м, раскол..м, кле..м, спряга..м, маш..м, пиш..м, прогон..м.
208. Прочитайте. Какие глаголы в пословицах пропущены?
209. Прочитайте. Ласточка день начинает (начинать), а соловей кончает. А между ласточкой и соловьем люб..т петь скворец. В песне скворца чего только не услыш..шь: есть там и ласточка, есть соловей и много других птиц. И никого это не удивля..т: все зна..т, что скворец — пересмешник. (Н. Сладков)
|
|
|