Учебник для 4 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Имя прилагательное. Обобщение

100. Прочитайте. Докажите, что это предложение сложное. Назовите его грамматические основы.

      В лазури розовое облако блестит,
      А в тучах серых тучка жёлтая дрожит.
      (Л. Одинцова)

  • По каким признакам можно узнать имена существительные и имена прилагательные?
  • Спишите предложение. Проверьте себя. Выпишите из предложения словосочетания, состоящие из имени прилагательного и имени существительного.

101. Прочитайте.

  • Образуйте от каждого слова однокоренное имя прилагательное мужского, женского и среднего рода. Запишите эти имена прилагательные вместе с подходящими по смыслу именами существительными.

Образец. Приветливое слово.

102. Прочитайте.

По (г..р..дской) т..л..фону, около (ж..л..знод..рожный) в..кзала, (зимний) п..йзажем, на б..р..гу (Балтийский) моря, с (т..жёлый) б..г..жом, с (ранний) утра до (поздний) веч..ра, за (книжный) м..г..зином, об (интересный) пут..шеств..и, по (ш..рокий) ш..ссе, в (купейный) в..гоне.

  • Спишите, согласуя имена прилагательные с именами существительными и вставляя пропущенные буквы. Докажите, что задание выполнено верно.

103. Прочитайте.

Много интересы... открытий сделали учёные на дрёвн... египетск... земле. Самым больш... чудом Египта были пирамиды — удивительн... искусственн... горы — гробницы древн... египетск... царей. Эти величественн... горы отличались необычайн... размерами, правильн... формой и строгостью очертаний. Пирамиды донесли до наших дней память о замечательн... строителях Древн... Египта, о высок... инженерн... искусстве египтян.

  • О каком чуде Древнего мира повествует текст?
  • Обсудите, какое окончание пропущено в каждом имени прилагательном.
  • Спишите, дописывая пропущенные окончания.

104. Прочитайте названия сказок. Назовите авторов.

1. Сказка о цар.. Салтан.., о сын., его славн... и могуч... богатыр.. княз.. Гвидон.. Салтанович.. и о прекрасн... царевн.. Лебеди. 2. Сказка про храбр... Зайца — длинн... уши, кос... глаза, коротк... хвост. 3. Краден... солнце. 4. Стойк... оловянн... солдатик. 5. Красн... Шапочка.

  • Спишите, вставляя пропущенные окончания. Докажите, что вы правильно их записали.
  • Вспомните другие сказки, в названиях которых есть имена прилагательные.

105. Прочитайте.

Из, позёмки, серебряный, и, на, нём, свил, белогривую, ветерок, в, тайгу, шнурок, привёл, пургу!

(Т. Белозёров)

  • Что обозначают выделенные слова?
  • Составьте из данных слов предложение-считалку. Запишите её. Подчеркните грамматическую основу предложения.

106. Прочитайте.

Картина Игоря Эммануйловича Грабаря «Февральская лазурь» — это гимн белоствольным берёзам, сверкающему февральскому небу. Художник часто вспоминал то солнечное февральское утро, когда возник замысел картины. Природа, «казалось, праздновала какой-то небывалый праздник — праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на серебряном снегу».

  • Какие имена прилагательные употребил художник для описания природы? Какие из них являются эпитетами? Что они обозначают?
  • Скажите, что необыкновенного увидел И. Э. Грабарь солнечным февральским утром.
  • Объясните правописание выделенных орфограмм. Спишите предложение, в котором даётся описание февральского утра.

107. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины «Февральская лазурь» художника И. Э. Грабаря. Расскажите, какое впечатление произвела на вас эта картина. Каким вы увидели зимний пейзаж?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru