Учебник для 4 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода в единственном числе

65. Рассмотрите схему.

  • Расскажите по схеме, на какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода в данных падежах и какие имеют окончания.
  • Запишите словосочетания, дописывая окончания имён прилагательных.
  • Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных в данных словосочетаниях.

66. Прочитайте стихотворение В. Луговского.

      Над необъятной Русью
      С озёрами на дне
      Загоготали гуси
      В зелёной вышине.

  • Запишите по памяти. Проверьте себя.
  • Укажите падеж имён прилагательных.

67. Прочитайте. Запишите словосочетания в данных формах. Укажите над именами прилагательными падеж.

  • Устно составьте предложение с любым словосочета нием.

68. Прочитайте. Запишите предложения, ставя данные в скобках словосочетания в нужном падеже.

1. Над (широкая степь) хищный коршун вьётся. 2. Мальчик в (беленькая рубашка) по селу идёт. 3. По (трава высокая) кони на просторе бродят. 4. В окнах (сельская церковь) огоньки мигают. 5. Отец его занят (работа домашняя).

(И. Суриков)

  • Определите падеж имён прилагательных и выделите их окончания.

69. Рассмотрите схемы.

  • Сделайте вывод: какие имена прилагательные и в каких падежах отвечают на вопрос какой? и имеют такие окончания? Приведите примеры словосочетаний с именами прилагательными, употреблёнными в данных падежах.

70. Прочитайте. Объясните значение выделенных словосочетаний.

Почтов... вагон, над гигантск... сосной, горяч... бой, о жёлт... пустыне, по узк... дорог.., беспокойн... характер, на мозолист... ладони, майск... грозой.

  • Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите падеж имён прилагательных.
  • На какие две группы можно разделить словосочетания?

ваго́н

71. Рассмотрите схемы.

  • Расскажите по схемам об окончаниях имён прилагательных женского рода в винительном и творительном падеже. Приведите свои примеры.

72. Прочитайте.

1. Кроет уж лист золотой влажн..ю землю в лесу. 2. Смело топчу я ногой вешн..ю леса красу.4 3. Люблю дорожкою лесн..ю, не зная сам куда, брести. 4. По ниве прохожу я узк..ю межой...

(А. Майков)

  • Объясните написание пропущенных букв в окончаниях имён прилагательных. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

73. Прочитайте.

      Лес, точно терем расписной,
      Лиловый, золотой, багряный,
      Весёлой, пёстрою стеной
      Стоит над светлою поляной.
      (И. Бунин)

  • Прочитайте, заменяя выделенное окончание имени прилагательного на окончание -ой. Изменился ли смысл стиха? А почувствовали ли вы, что изменилась мелодика и красота поэтической строки?
  • С какой целью автор в одной поэтической строке использовал варианты окончаний творительного падежа -ой, -ою?

Обратите внимание! Форма творительного падежа женского рода может быть образована при помощи вариантных окончаний -ой/-ей и -ою/-ею:

голубой и голубою, синей и син>ею.

В книжной и поэтической речи используются оба варианта окончаний. В научной и деловой речи использование окончания -ою/-ею не принято.

74. Прочитайте.

      Берёзы жёлт(-ой, -ою) резьбой
      Блестят в лазури голубой.
      (И. Бунин)

      Что, дремучий лес, призадумался,
      Грустью тёмн(-ой, -ою) затуманился?
      (А. Кольцов)

  • Выскажите мнение: какой вариант окончания был выбран автором? Объясните свой ответ. Запишите предложения, выбирая нужное окончание.

75. Прочитайте. Объясните значение выделенных слов.

1. Был прекрасн... июльск... день. 2. С ранн... утра небо ясно. 3. Утренн... заря не пылает пожаром: она разливается кротк... румянцем. 4. Солнце, светл... и приветно лучезарн..., мирно всплывает под узк... и длинн... тучкой. 5. Весело и величаво, словно взлетая, поднимается могуч... светило. 6. В сухом и чист... воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой.

(И. Тургенев)

  • Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите падеж над именами прилагательными с пропущенными окончаниями.
  • Выпишите любое имя прилагательное. Разберите его, устно и письменно, как часть речи (см. Памятку 1).

76. Прочитайте.

Собака — лучш... друг человека. Сколько, например, достоинств у немецк... овчарк..! Прекрасн... нюх сила олимпийск... спокойствие безграничн... преданность благородство. Немецк... овчарка часто служит поводырём у слепых помогает находить людей при землетрясениях и снежных обвалах.

  • Спишите, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных и запятые.
  • Составьте (по желанию) рассказ о достоинствах вашего любимого животного.

77. Прочитайте.

В погожий летний день в чаще леса у лосихи родился лосёнок.

Лосиха была огромная, больше домашней коровы. Шерсть у неё серая, жёсткая, как щетина. Лосёнок родился маленький, рыженький, совсем как домашний телёнок. Ножки тоненькие-тоненькие — кажется, на таких и стоять нельзя: сейчас переломятся.

Мать и сын лежали у ручья в густых ольховых зарослях.

(Г. Скребицкий)

  • Определите тему текста. Найдите в тексте описание: что сравнивается во внешнем облике животных? Для чего автор даёт сравнительное описание?
  • Напишите изложение данного текста. Проверьте себя.

78. Прочитайте.

1. Рыба-ремень длинная и плоская. 2. Иной раз достигает девяти метров. 3. Ну и ремешок! 4. Эту серебристо-розовую рыбу с алой короной на голове ещё называют сельдяным королём. 5. А уж так тяжёл - пятерым не поднять! 6. Она любит плавать во главе косяков сельди.

(Г. Юрмин)

  • Составьте из предложений текст. Придумайте к нему заголовок.
  • Объясните написание выделенных орфограмм.
  • Запишите заголовок и составленный текст.

79. Прочитайте. Спишите, дописывая пропущенные окончания. Подготовьтесь объяснить правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Солнечн... настроение, дальн... поле, белоснежн... облако, алюминиев... кастрюля.

Песчан... берегом, волнист... лентой, над син... океаном, серебрян... инеем.

В небесн... лазури, на прекрасн... картине, о весенн... празднике, о бескрайн... равнине, на фарфоров... тарелке.

  • Объясните лексическое значение выделенных словосочетаний.
  • Найдите в каждой группе лишнее словосочетание. Почему оно лишнее?

кастрю́ля таре́лка

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru