>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник для 4 класса РУССКИЙ ЯЗЫККак определить падеж имени существительного?135. Прочитайте. В рощах птичье пение,
Вспомните! Изменение имён существительных по падежам называется склонением. В русском языке 6 падежей. Каждый падеж имеет своё название, свои вопросы, свои предлоги и выполняет свою роль в предложении и словосочетании. 136. Прочитайте названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы.
Обратите внимание! Начальная форма имени существительного - это форма именительного падежа единственного числа.
137. Устно просклоняйте вместе со вспомогательными словами имена существительные лиса́, окно́, ежи́. Запишите склонение этих существительных без вспомогательных слов. И. п. (кто?) лиса, (что?) окно, (кто?) ежи Р. п. (кого?) лисы, (чего?) окна, (кого?) ежей Д. п.- - - - ••• - - - - - - ••• - - - - - -•••
Обратите внимание! Падежные формы имён существительных образуются с помощью окончаний. У каждой падежной формы своё окончание: лиса, лисы, лисе, лису, лисой, (о) лисе. Признаки падежных форм имён существительных
138. Прочитайте таблицу «Признаки падежных форм имён существительных».
Вспомните! В именительном падеже имя существительное является в предложении подлежащим.
139. Прочитайте. Соотнесите загадки и отгадки. 1. Конь бежит, земля дрожит. 2. Шёл долговяз, в землю увяз. 3. Из земли вырастаю, весь мир одеваю. 4. Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. 5. Красна, сочна, душиста, растёт низко, к земле близко. 6. Алый сапог в земле горит. Отгадки: дождь, гром, лён, земляника, картофель, свёкла.
140. Прочитайте. Ул..тели на юг ласточки, скв..рцы, зяблики. Од..ноко с..дит на б..рёзовой ветке у д..роги б..льшая и тихая птица. Это деряба. М..лч..ливая, не очень нарядная, эта птица осталась верной р..дному лесу. Вмест.. с лесом она стойко переносит зимние м..розы и л..денящие м..тели. (В. Медведев)
Обратите внимание! Падежная форма именительного падежа чаще всего используется для называния, наименования предмета, а падежная форма винительного падежа - для называния предмета, на который направлено действие.
141. Прочитайте. Какова тема этих поэтических строк?
Роняет лес багряный свой убор,
142. Составьте предложения, употребляя в них любое из данных существительных сначала в именительном падеже, затем в винительном. Запишите предложения. Укажите падеж имён существительных.
Говори правильно! столя́р - столяра́ (Р. п.; В. п.)
143. Прочитайте. Составьте из слов пословицы. 1. Терпенья, нет, без, ученья. 2. Около, и, мыши, хлеба, водятся. 3. От, дело, в, скуки, руки, бери. 4. Еда, после, вкуснее, работы. 5. Лень, до, доводит, добра, не. 6. У, конца, нет, кольца.
144. Прочитайте. 1. Друга ищи, а найдёшь — береги. 2. Друзей много, а настоящего друга нет. 3. Медведи у волка не гостят. 4. От волка бежал, да на медведя напал. 5. Для медведя зима — одна ночь. 6. Без кота мышам раздолье. 7. Есть сало, да не про кота.
145. Прочитайте. Составьте словосочетания, употребляя в них существительные в дательном падеже. Где нужно, используйте предлоги для связи слов в словосочетании. Запишите.
Обратите внимание! Падежная форма дательного падежа может указывать на предмет, которому адресовано какое-либо действие. телефо́н телепереда́ча 146. Прочитайте. Назовите сказки. 1. Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника сама на глаза лезет и в кувшинчик просится. 2. Девочка побежала на полянку, нагнулась к земле, села на корточки, заглянула под листики и стала рвать ягоды. (В. Катаев)
147. Прочитайте. Придумайте к стихотворению название.
Зябнет липа за окошком,
Обратите внимание! Одним из значений творительного падежа является значение орудия действия: рисую кистью, пишу пером. 148. Прочитайте. Спишите. Награда за храбрость, жить за городом, пирог с черникой, пришёл с завода, положил под подушку, вырос под берёзой.
149. Прочитайте.
На горе шумит ветла,
150. Прочитайте. 1. Дети поют песню о Родине. 2. О берег тихо плещется река. 3. На стебелёк осоки села стрекоза. 4. На дворе бушует вьюга. 5. С горы в долину бежит ручей. 6. В аллее парка тихо и прохладно. 7. В небе раздалась песня жаворонка.
Образец. Поют о Родине (П. п.). алле́я Страничка для любознательныхУпотребление падежей в речиУчёные подсчитали, какие падежи в русском литературном языке самые частотные, то есть чаще всего употребляются в речи. В письменной речи самым частотным по употреблению является именительный падеж, затем родительный, после этого — винительный. В устной речи самым частотным остаётся именительный падеж, после него — винительный, затем — родительный. 151. Прочитайте.
Я сам себя в пальто одел
Вспомните! В русском языке есть небольшая группа имён существительных, которые во всех падежах имеют одну и ту же форму: услышать по радио (Д. п.), слушать радио (В. п.), нет радио (Р. п.).
152. Прочитайте. Запишите, вставляя пропущенные слова метро и радио. Укажите падеж неизменяемых слов. Жить около _____. Слушать _____. Ехать на _____. Выступать по _____. Войти в _____.
|