Учебник для 4 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Дательный, творительный, предложный падежи

269. Прочитайте. Расшифруйте эту краткую запись.

Д. п. кому? чему? -ам, -ям
Т. п. кем? чем? -ами, -ями
П. п. (о) ком? (о) чём? -ах, -ях

  • Проверьте, действительно ли в данных падежах имена существительные в форме множественного числа имеют такие окончания. Для этого просклоняйте имена существительные реки, луга, моря, степи.

270. Прочитайте выразительно.

      Ах, кто не любит первый снег
      В замёрзших руслах тихих рек,
      В полях, в селеньях и в бору,
      Слегка гудящем на ветру!
      (Н. Рубцов)

  • Определите главную мысль предложения.
  • Спишите. Выделите окончания имён существительных в предложном падеже. Почему они разные? А какие могут быть окончания у имён существительных в этом же падеже, но в единственном числе?

271. Прочитайте. Озаглавьте текст.

М..розко в лесу рук..вицу обронил. Скачет М..розко по ел..ничкам, по б..резничкам... Ищет её на куст..ках, на опушечках, на крутых б..р..жках. Где же она есть?! А она — вот. Л..жит на р..чном б..р..гу, искрами холодными переливается. Прекрасная рук..вица — из белых снегов прядена, м..телью вязана, л..дяной иглой вышита.

(Э. Шим)

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Выделите окончания имён существительных в форме множественного числа.

272. Прочитайте

  1. Дорога, к, шла, лес, озёра, через.
  2. Стрекозы, над, летали, зелёные,голубые, травы.
  3. Росли, на, сосны, холмы, песчаных.
  4. Земля, была, папоротник, покрыта, ландыши, и, оранжевыми, ягоды, с.
  5. На, мы, закат, к, подошли, лесным, озёра.
  6. В, тишина, ночь, услышать, можно, было, плач, совы, летучих, свист, мыши, сонные, рыбы, удары, в, озёрных, омуты.
  • Составьте из слов предложения, ставя выделенные имена существительные в нужную падежную форму. Запишите их.
  • Составляют ли предложения текст? Докажите. Придумайте к тексту заголовок.

273. Прочитайте.

Жильцы дома уехали, а собаку оставили на балконе. Боксёр не сводил глаз с ворот. Он ждал друга.

В воротах появился Костя. Глаза боксёра загорелись радостью. Костя позвал собаку. Боксёр тихо взвизгнул. Костя подбежал к сараю, взял лестницу и переставил её к перилам балкона. Боксёр спустился по ней на землю. Костя достал припасы и стал кормить собаку. Боксёр был голоден и ел с жадностью. Ел и посматривал на Костю. Сколько благодарности было в глазах собаки!

Собачий обед кончился. Костя похлопал пса по спине, и они отправились на прогулку.

После прогулки друзья тем же путём возвратились домой. Боксёр провожал Костю глазами, полными преданности.

(Ю. Яковлев.)

  • Определите тему и главную мысль текста. .
  • Придумайте заголовок, который бы отражал и тему, и главную мысль.
  • Подготовьтесь к написанию изложения (см. Памятку 2). Выпишите из текста трудные слова.
  • Напишите изложение. Проверьте себя.

274. Прочитайте.

Наши д..лёкие предки относились к (деревья) как к ж..вым (существа). Они считали, что в вечнозелёных (ветви) ел.. з..муют добрые духи лесов. Люди украшали её пуш..стые ветви (подарки). Так появился обычай украшать душ..стую ель. В России красавица-ёлка впервые засветилась (огоньки) в Петербург., в 1852 году. Т..перь без украшенной (игрушки) ёлочк.. нет в дом., праздника Нового года.

(Э. Бондаренко)

  • Спишите, ставя имена существительные из скобок в нужную падежную форму и вставляя пропущенные буквы.

275. Прочитайте темы новогодних сочинений.

  1. Новогодние хлопоты.
  2. Скоро Новый год!
  3. Мои новогодние пожелания.
  4. Встреча Деда Мороза, Снегурочки и Снежинок.
  5. О чём я хочу спросить Деда Мороза?
  6. Дед Мороз в гостях у лесных жителей.
  • Выберите тему или придумайте свою тему для новогоднего сочинения. Составьте текст и подготовьтесь рассказать его своим друзьям.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru