Учебник для 4 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Творительный падеж

219. Прочитайте. Вспомните признаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного.

  • Как проверить написание безударного окончания имени существительного в творительном падеже?

220. Прочитайте.

      Ночью буря бушевала,
      А с рассветом на село,
      На поля, на сад пустынный
      Первым снегом понесло.
      И сегодня над широкой
      Белой скатертью полей
      Мы простились с запоздалой
      Вереницею гусей.
      (И. Бунин)

  • Докажите, что выделенные имена существительные стоят в творительном падеже. Почему у них разные окончания?
  • Спишите. Укажите склонение имён существительных в творительном падеже, выделите окончания.
  • Какой частью речи является слово сегодня? Что оно обозначает?

вчера́ сего́дня

Обратите внимание! Наречие сегодня образовалось путём слияния двух слов: сего, что означало «этого», и дня. Произносите слово правильно: се[во]дня.

221. Прочитайте. Сколько здесь предложений?

Наступила настоящая зима земля была покрыта белоснежным ковром б..рёзы ольхи ивы и рябины убрались ине..м, точно с..ребристым пух..м ели сделались ещё важнее они ст..яли засыпанные снег..м, как будто надели д..рогую тёплую шубу.

(Д. Мамин-Сибиряк)

  • Спишите, правильно обозначая начало и конец предложений и вставляя пропущенные буквы и запятые.
  • Выделите окончания имён существительных в творительном падеже.

222. Прочитайте. Докажите, что имена существительные даны в творительном падеже.

      лапшой — кашей
      камышом — ландышем
      вожжой — пряжей
      стрижом — сторожем
      свечой — тучей
      ключом — обручем
      пращой — рощей
      плащом — товарищем
      пыльцой — улицей
      храбрецом — ленивцем

Праща — древнее ручное боевое оружие для метания камней.

  • Спишите. Подчеркните в каждом имени существительном букву перед окончанием. Обозначьте ударение. Сравните ударные и безударные падежные окончания.
  • Сделайте вывод: когда после букв ж, ш, ч, щ, ц в окончаниях имён существительных пишется буква о, а когда - буква е?

После шипящих и ц под ударением в окончаниях имён существительных в творительном падеже пишется буква о, а без ударения - буква е:

врач[ом] — задач[ей], птенц[ом] — птиц[ей].

223. Прочитайте, ставя имена существительные в форму творительного падежа с предлогом или без предлога.

Врач, багаж, чаща, синица, крыша, малыш, дворец, кожа, кольцо, плечо, лыжница, пища, дача, шалаш, морж.

  • Запишите имена существительные в творительном падеже (с предлогом или без предлога). Обозначьте ударение, выделите окончания, укажите склонение.

    Образец. Врач[ом] (2-е скл.), над чащ[ей] (1-е скл.).

  • Подчеркните изученные орфограммы в любом слове.

224. Прочитайте.

1. Мир освещается (солнце), а человек (знание). 2. (Язык) не спеши, а (дело) не ленись. 3. С (ложь) правда не дружит. 4. Не гонись за (красота), тянись за (разум). 5. С (песня) работать легче. 6. В лицо мороз дохнёт, глаза (иней) обведёт. 7. Назвался (груздь) — полезай в кузов.

  • Спишите, ставя имена существительные из скобок в форму творительного падежа. Выделите окончания, укажите склонение этих имён существительных.
  • Объясните смысл последней пословицы. Составьте текст на эту тему. Подготовьтесь его рассказать.

225. Прочитайте. Составьте словосочетания из данных слов и имён существительных в творительном падеже.

Пилить (чем?) ..., рубить (чем?) ..., копать (чем?) ..., дружить (с кем?) ..., нашёл (под чем?) ..., гордился (кем?) ..., любовался (чем?) ..., извинился (перед кем?) ..., спрятался (за чем?) ..., пролетел (над чем?) ..., хвалился (чем?) ..., вареники (с чем?) ..., пироги (с чем?) ..., пельмени (с чем?) ..., чай (с чем?) ... .

  • Запишите составленные словосочетания, выделите окончания имён существительных.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

226. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятую.

      Вот з..ма пр..шла сер..брист..я
      Белым снег..м зам..ла поле чист..е.
      (Р. Кудашева)

  • Подчеркните главные члены предложения. Выпишите словосочетание с именем существительным в творительном падеже.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru