Учебник для 4 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

201. Прочитайте. Запишите данные имена существительные в указанных падежах.

И. п. (есть) кто? - лиса, осёл, конь, мышь
Р. п. (нет) кого? -
В. п. (вижу) кого? -

  • Какие из данных имён существительных и в каких падежах имеют одинаковые окончания?
  • Выскажите мнение: почему при распознавании родительного и винительного падежей одушевлённых имён существительных 2-го склонения используют приём их замены именами существительными 1-го склонения в этих же падежах: нет осла (2-е скл., Р. п.), нет лисы (1-е скл., Р. п.); вижу осла (2-е скл., В. п.), вижу лису (1-е скл., В. п.).

202. Прочитайте.

      О труде хлебороба
      Всё колосья поют —
      Значит, это особый,
      Замечательный труд.
      (Ю. Чичков)

      Ширь, засевайся,
      Колос, наливайся,
      Хлебороба радуй,
      Добрый урожай!
      (В. Симоненко)

  • Объясните, как определить падеж имени существительного хлебороб в каждом предложении.
  • Спишите любое предложение, укажите падеж выделенного имени существительного.

203. Прочитайте ещё раз стихотворения из упр. 202.

  • Кого называют словом хлебороб? Как образовалось это слово? А можно ли назвать хлеборобом агронома? тракториста? комбайнера?
  • Составьте текст на тему «В гостях у хлеборобов».

хлеборо́б

204. Прочитайте.

1. Лебедь около плывёт, злого коршуна клюёт. (А. Пушкин) 2. Куртка шофёра пахнет бензином. (Дж. Родари) 3. Мы не заметили жука и рамы зимние закрыли. (А. Барто) 4. Незнайка нарисовал Пончика таким толстым, что он даже не уместился на портрете. (Н. Носов) 5. Карп Карлыч у Карла Карпыча карпа купил. (И. Демьянов) 6. Тут Иван с конька слезает. (П. Ершов)

  • Определите падеж выделенных имён существительных. Объясните, как вы будете это делать.
  • Спишите любые три предложения. Укажите падеж имён существительных. Подчеркните главные члены предложений.

205. Прочитайте.

Кв..ртира, агр..ном, пш..ница, инж..нер, в..кзал, г..рой, вторн..к, х..зя..н, р..машка, с..лдат, в..рона, ш..фёр, б..седа, г..р..зонт, ..тец, ч..л..век, т..л..фон, за..ц, дев..чка, учит..ль, в..р..бей, тр..мвай, тр..кт..рист, к..мбайн..р, м..дведь.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя по орфографическому словарю.
  • Подчеркните имена существительные, которые в родительном и винительном падежах имеют одинаковые окончания.

206. Прочитайте.

Рассказ учителя, портрет ..., испугал ..., испугался ..., увидел ..., дом ..., чириканье ..., подвиг ..., спросил ..., подарок для ... .

  • Составьте словосочетания, образованные из данных слов и одушевлённых имён существительных 2-го склонения из упр. 205.
  • Запишите составленные словосочетания. Укажите падеж имён существительных, употреблённых в форме родительного и винительного падежей.

207. Прочитайте загадку. Объясните отгадку.

      Мудрец в нём видел мудреца,
      Глупец — глупца,
      Баран — барана,
      Овцу в нём видела овца,
      И обезьяну — обезьяна.

      Но вот подвели к нему Федю Баратова,
      И Федя неряху увидел лохматого.
      (К. Чуковский)

  • Спишите загадку. Выделите окончания имён существительных в винительном падеже. Изменятся ли их падежные окончания, если эти существительные будут стоять в родительном падеже?
  • Объясните значение выделенных слов. Есть ли различия в значении слов неряха и невежа?

овца́

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru