Учебник для 4 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

3-е склонение имён существительных

169. Произнесите слова. Запишите данные слова буквами.

[й'эл'], [пыл'], [ноч'], [мыш], [дв'эр'].

  • Что общего в написании данных имён существительных? Укажите их род, выделите окончание.

Обратите внимание! Вы записали имена существительные 3-го склонения.

Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа относятся к 3-му склонению:

мебель[ ], морковь[ ], вещь[ ], карамель[ ].

170. Прочитайте.

Хитрость, шалость, жестокость, искренность, скромность, скупость, жадность, справедливость, стыдливость, лживость, совесть, достоинство, благородство.

  • Можете ли вы объяснить, какое качество или чувство обозначает каждое из этих слов? Какие из этих слов вы могли бы поставить рядом со словом совесть? Почему?
  • Выпишите имена существительные 3-го склонения. По каким признакам вы их определили?
  • Составьте текст-рассуждение на тему «Что такое совесть?».

171. Прочитайте. Докажите, что данные слова - имена существительные 3-го склонения.

Сельдь, метель, пыль, ночь, цепь, кость, ель.

  • Образуйте от каждого имени существительного однокоренное имя существительное 1-го склонения. Запишите слова парами по образцу. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

Образец. Сельдь (3-е скл.) — селёдка (1-е скл.), метель (3-е скл.) — метелица (1-е скл.).

172. Прочитайте.

Тень, день, бровь, червь, рысь, гусь, пристань, конь, болезнь, июнь, камень, медаль, журавль, площадь, тетрадь, писатель, прорубь, голубь, жёлудь, ячмень.

  • Что общего в написании данных имён существительных? Как определить, какие из них относятся к 3-му склонению?
  • Выпишите сначала имена существительные 3-го склонения, а затем — 2-го склонения.

173. Прочитайте. Спишите.

      Золотой метелью
      Мчится жёлтый лист.
      Жалобной свирелью
      Слышен ветра свист.
      (Ф. Глинка)

  • Обсудите, являются ли выделенные слова именами существительными 3-го склонения. Как это определить?
  • Продолжите формулировку определения: «Чтобы узнать, относится ли имя существительное к 3-му склонению, надо...»

Падежные окончания
имён существительных 3-го склонения

Падежи

Вопросы

Женский род

Окончания

И. п.

кто?
что?

рожь, мышь,
площадь

[ ] (нулевое)

Р. п.

кого?
чего?

ржи, мыши,
площади

Д. п.

кому?
чему?

ржи, мыши,
площади

В. п.

кого?
что?

рожь, мышь,
площадь

[ ] (нулевое)

Т. п.

кем?
чем?

рожью, мышью,
площадью

П. п.

о ком?
о чём?

о ржи, о мыши,
о площади

174. Прочитайте таблицу на этой странице. Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имён существительных 3-го склонения в одном и том же падеже?

  • В каких падежах имена существительные 3-го склонения имеют одинаковые окончания? Назовите эти окончания.

Обратите внимание! Ударные и безударные окончания имён существительных 3-го склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково. По ударным падежным окончаниям имён существительных 3-го склонения можно проверять написание безударных падежных окончаний имён существительных этого же склонения: в глуш[ и́ ] — в про́руб[ и ].

175. Просклоняйте, пользуясь таблицей, данные имена существительные: радость, речь, мысль.

  • Запишите все падежные формы этих имён существительных, выделите их окончания.

И. п. что? - речь[ ], радость[ ], мысль[ ]

Р. п. чего? - реч[ и |, радост[ и ], мысл[ и ]

  • Проверьте по таблице, правильно ли вы записали безударные окончания имён существительных.

176. Расскажите по данной таблице, какие признаки имеют имена существительные каждого склонения.

Склонение

1-е

2-е

3-е

Род

женский
мужской

мужской
средний

женский

Окончание

[ -а ], [ -я ]

[ ] (нулевое)
[ -о ], [ -е ]

[ ] (нулевое)

  • Выберите из словаря омонимов учебника по одному имени существительному каждого склонения. Запишите эти слова и в скобках укажите их склонение.

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
  1. определить начальную форму имени существительного (именительный падеж единственного числа);
  2. определить род, выделить окончание;
  3. по роду и окончанию в начальной форме определить склонение.

177. Прочитайте. Пользуясь таблицей упр. 176 и памяткой «Как определить склонение имени существительного», определите склонение имён существительных в данных сочетаниях слов.

      Капля дождя.
      Букет сирени.
      Иней на ветке ели.
      Письмо от дедушки.
      Варенье из вишни.
      Русский пейзаж.

пейза́ж

178. Прочитайте.

      Любили тебя без особых причин
      За то, что ты — внук,
      За то, что ты — сын,
      За то, что малыш,
      За то, что растёшь,
      За то, что на маму и папу похож.
      И эта любовь до конца твоих дней
      Останется тайной опорой твоей.
      (В. Берестов)

  • Как вы поняли главную мысль стихотворения?
  • Найдите имена существительные в единственном числе. Объясните, как определить их склонение.

179. Прочитайте. Спишите.

1. На землю опустилась ночь. 2. Над рекой появился туман. 3. Луна осветила окрестность.

  • Объясните, как определить склонение и падеж имён существительных в данных предложениях.

180. Прочитайте.

В ущелье гор тревога. Кричит птичка — скалистый поползень. Что случилось?

На отвесной скале гнездо поползня. В нём маленькие птенчики. К гнезду ползёт гюрза. Поползень юлой крутится вокруг змеи и кричит. Ядовитая змея всё ближе и ближе. Поползень зашёлся криком. Вот уже зелёное тело изогнулось в воздухе вопросительным знаком. Ещё немного — и гюрза заползёт в гнездо.

И тут случилось чудо: маленький поползень вспорхнул, ударил гюрзу в затылок клювом, лапками, всем своим маленьким птичьим тельцем. Змея сорвалась со скалы.

(Н. Сладков)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • Закончен ли текст? О чём можно сказать в заключительной части? Озаглавьте текст.
  • Составьте план текста. Подготовьтесь написать по плану изложение. Выпишите трудные для написания слова.
  • Напишите изложение. Проверьте себя.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru