Учебник для 4 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

2-е склонение имён существительных

162. Прочитайте. В чём сходство и различие каждой пары имён существительных? Спишите.

      дождь — дождик
      уголь — уголек
      воробей — воробышек
      море — моряк
      стекло — стёклышко
      слово — словарь

  • Укажите род имён существительных, выделите окончания. У имён существительных какого рода нулевое окончание?

Обратите внимание! Вы записали имена существительные 2-го склонения.

Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями [-о], [-е] в именительном падеже единственного числа относятся ко 2-му склонению: урок[ ], день[ ], зеркал[о], пол[е].

163. Прочитайте.

Зеркало — зеркальц[е], бер..г, г..рох, х..зяин, за..ц;, со..нце, сердце, т..л..фон, м..дведь, к..л..ндарь, к..льцо, к..стюм, к..мбайн, оз..ро.

  • Докажите, что данные имена существительные 2-го склонения. Образуйте от каждого из них однокоренное имя существительное тоже 2-го склонения.
  • Запишите, вставляя пропущенные буквы, пары однокореных имён существительных.

164. Прочитайте.

      Стол. Серви́з. Цветов букеты.
      Торт, тарелка, бутербро́д...
      Называется всё это
      По-французски: натюрмо́рт.
      (А. Усачёв)

  • Объясните, что обозначают выделенные слова.
  • Спишите. Определите склонение имён существительных в единственном числе. Подчеркните имена существительные 2-го склонения.
  • Составьте по рисунку и запишите предложение с однородными членами.

165. Прочитайте.

      Главный в поле — агроном,
      Он командует зерном.
      Чтобы каждое зерно
      Было солнышком полно,
      Чтобы каждый колосок
      Не засох и был высок,
      Чтобы к осени отличный
      Каравай поспел пшеничный.
      (А. Строило)

  • Объясните значение первого предложения. А что обозначает слово агроном?
  • Обсудите, как определить склонение выделенных имён существительных.
  • Выпишите имена существительные 2-го склонения, ставя их в начальную форму.

агроно́м

Обратите внимание! Склонение имени существительного определяется по начальной форме этого существительного:

в парке (парк) — 2-е скл.,
в роще (роща) — 1-е скл.

Падежные окончания
имён существительных 2-го склонения

Паде-
жи

Вопросы

Мужской род

Средний род

Окон-
чания

И. п.

кто? что?

слон, волк, день,
рояль

окно, небо,
море

-о, -е

Р. п.

кого? чего?

слона, волка, дня,
рояля

окна, неба,
моря

-а, -я

Д. п.

кому? чему?

слону, волку, дню,
роялю

окну, небу,
морю

-у, -ю

В. п.

кого? что?

слона, волка, день,
рояль

окно, небо,
море

-а, -я,
-о, -е

Т. п.

кем? чем?

слоном, волком,
днём, роялем

окном, небом,
морем

-ом,
-ем,
-ём

П. п.

о ком?
о чём?

о слоне, о волке,
о дне, о рояле

об окне,
о небе,
о море

166. Прочитайте таблицу на этой странице. Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имён существительных 2-го склонения в одном и том же падеже?

  • В каких падежах и у каких имён существительных 2-го склонения окончания одинаковы? Назовите эти окончания.

Обратите внимание! Ударные и безударные окончания имён существительных 2-го склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково.
По ударным падежным окончаниям имён существительных 2-го склонения можно проверять написание безударных окончаний имён существительных этого же склонения: о слон[е] — о крокодил[е].

167. Просклоняйте имена существительные орёл, журавль. Запишите все падежные формы этих имён существительных, выделите их окончания.

  • Проверьте по таблице, правильно ли вы записали безударные окончания имён существительных.

168. Прочитайте пословицы. Определите склонение и падеж выделенных имён существительных.

1. Сокол сокола по полёту узнаёт. 2. Орёл не мигаючи на солнце смотрит. 3. Журавль летает высоко, да видит далеко. 4. Дятлу без носа как волку без ног. 5. Сколько утка ни бодрись, а лебедем не быть.

  • Запишите любую пословицу по памяти. Проверьте себя.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru