Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?
53. Прочитайте. Где пропущены запятые? Объясните свой ответ.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
(А. Пушкин)
Веют осенние ветры
В мрачной дубраве.
(Н. Карамзин)
Ветер весело примчал
Все деревья раскачал.
(А. Леонтьев)
Ветер тучи гонит
Ветер в трубах стонет.
(Г. Ладонщиков)
Какой темой можно объединить все предложения? Определите тип каждого предложения: оно простое или сложное?
Спишите простые предложения с однородными членами. Ставьте, где нужно, запятые. Подчеркните в предложениях главные члены.
54. Прочитайте. Где пропущены запятые?
Прокр..чала иволга щёлкнул в кустах с..л..вей.
Крупные капли дождя з..стучали з..шлёпал и по лист..ям.
Острым клювом дятел долбит д..рев..я и добывает из-под коры жучков и личинок.
Повар готовил ..бед а с.баки л..жали у двери кухни.
Сова охотится не днём а ноч..ю.
Утро было морозное но лужи не замёрзли.
Выпишите сначала простые предложения с однородными членами, а потом сложные предложения. Ставьте, где нужно, запятые и вставляйте в слова пропущенные буквы.
Объясните постановку запятых в предложениях.
55. Прочитайте начало предложений. Придумайте их продолжение так, чтобы сначала получилось простое предложение с однородными членами, а затем сложное предложение.
Я пришёл к другу... .
Тучка набежала... .
Пёс Полкан... .
Запишите любую пару составленных предложений. Объясните расстановку в них знаков препинания.
56. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Кот Епифан и старик часто рыбачили вместе. Старик удил рыбу, а Епифан сидел рядом. Маленькую рыбку старик всегда отдавал коту.
Однажды старик выдернул из воды ерша и протянул коту. А Епифана нет. Куда он девался? Увидел старик кота далеко на плотах.
Подошёл рыбак и удивился. Лежит кот на бревне, опустил лапу в воду. Вот плывут стайкой рыбёшки, а кот подцепит когтями одну рыбку и съест.
Теперь кот и рыбак ловят рыбу врозь. Кот удит лапой с когтями, а рыбак — удочкой с крючком.
(Е. Чарушин)
Определите тип текста, тему и главную мысль.
Найдите в тексте простые предложения с однородными членами и сложные предложения. По каким признакам вы их различили? Объясните постановку в них запятых.
Подготовьтесь к написанию изложения по данному тексту (см. Памятку 2).