Учебник для 3 класса
/Часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Правописание НЕ с глаголами

223. Прочитайте.

   Твой друг

      Он честен и бесстрашен
      На суше и в воде,
      Товарища и друга
      Не бросит он в беде.

      Он гнёзд не разоряет,
      Не курит и не врёт,
      Не виснет на подножках,
      Чужого не берёт.
      (С. Михалков)

  • Выпишите глаголы с частицей не. Как пишется не с глаголами?
  • Назовите изученные орфограммы в выделенных словах.
  • Составьте устный рассказ о своём друге.

Частица не с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма.

Не мог, не хотел, не взял.

224. Прочитайте. Спишите. Объясните смысл данных выражений.

1. Не шути с огнём: обожжёшься. 2. Соловья баснями не кормят. 3. Не спеши языком.

225. Прочитайте. Говорите правильно!

Был — не был, не была, не было, не были; жил — не жил, не жила, не жило, не жили; дал — не дал, не дала, не дало, не дали.

  • Какое значение вносит частица не? Запомните произношение данных глаголов с частицей не.

Обратите внимание! Частица не при глаголе придаёт высказыванию отрицательный смысл: повторил — не повторил, звонил — не звонил.

226. Прочитайте.

   Просьба библиотечной книги

Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками, а то мне будет стыдно показаться другим.

Не делайте на мне пометок карандашами или чернилами: это испортит мой вид.

  • Определите вид предложений по цели высказывания. Выпишите глаголы с частицей не.
  • Обсудите, какие ещё просьбы могут быть у библиотечной книги к читателям.

227. Прочитайте начало каждого побудительного предложения. Закончите предложения так, чтобы в каждом из них содержался совет.

1. Уступай в автобусе место старшим. Не садись на ... . 2. Не разжигай костёр ... . 3. Не переходи улицу ... . 4. Не ломай ... . 5. Не разоряй ... . 6. Не бери ... . 7. Не оставляй ... . 8. Не откладывай на завтра то, что ... .

  • Запишите составленные предложения.
Придумайте свой полезный совет. Запишите его.

228. Прочитайте стихотворение. Придумайте к нему заголовок.

      Висит,
      Скучает
      Пуговица —
      Спокойно
      Ей живётся.

      Не замечают
      Пуговицы,
      Пока
      He оторвётся.
      (Р. Сеф)

  • Запишите заголовок и стихотворение. Подчеркните глаголы. Какие звуки вы слышите в глаголах на месте выделенных буквосочетаний?

Обратите внимание! Звукосочетание [ца] на конце глаголов обозначается на письме буквосочетанием -тся или -ться: (что делает?) учится, (что делать?) учиться.

229. Прочитайте загадки. Объясните отгадки.

1. Не сердятся, а усами ворочают; не молчат, а слова не скажут; идут, а с места не сдвинутся. (Часы) 2. Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык) 3. Есть спина, а не лежит, четыре ножки, а не ходит. (Стул)

  • Спишите. Подчеркните глаголы вместе с частицей не.

230. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Кому велено чирикать, не мурлыкайте! Кому велено мурлыкать, не чирикайте! (К. Чуковский) 2. А теперь без грамоты пропадёшь, далеко без грамоты не уйдёшь. Не попить без грамоты, не поесть, на воротах номера не прочесть! (С. Маршак) 3. Ни дома, ни в школе, нигде, никому — не верил упрямый Фома ничему. (С. Михалков)

  • Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.
  • Выпишите глаголы с частицей не.

231. Прочитайте отрывок из стихотворения. Какова его тема? Придумайте к нему название.

      Этот мальчик-рисовальщик,
      (По)краснел он (до)ушей,
      Потому что (не)умеет
      Он чинить карандашей.
      (Ис)крошились.
      Еле-еле
      (За)острились.
      (По)худели.
      И (вз)молилися они:
      — (От)пусти нас, (не)чини!
      (О. Мандельштам)

  • Спишите, раскрывая скобки. В любом из слов подчеркните изученные орфограммы.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

232. Прочитайте.

1. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. (А. Н. Толстой) 2. Отцвела черёмуха, зацвела сирень. (Н. Рыленков) 3. Лист зеленеет молодой. (Ф. Тютчев) 4. Скоро степи запестреют, скоро светлая весна! (И. Бунин) 5. Выплыло на небо красное солнышко. (К. Ушинский) 6. Растаял снег среди полей. (С. Дрожжин)

  • Прочитайте Памятку 3 «Порядок разбора глагола». Разберите любой глагол как часть речи сначала устно по образцу, затем письменно по Памятке.

    Образец. Плыли — это глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делали? Неопределённая форма — плыть. Употреблён в прошедшем времени, во множественном числе. В предложении является сказуемым: облака (что делали?) плыли.

233. Прочитайте. Назовите произведение.

1. Только уселась команда косая, весь островочек пр. лгал под водой. 2. Мимо бревно суковатое плыло. Зайцев с десяток сп..салось на нём. 3. Взял бы я вас — да п..топите лодку! 4. Тут мои зайчики точно сбесились: смотрят, на задние лапы вст..ют, лодку к..чают, гр..сти не д..ют. Берег з..видели плуты косые...

(Н. Некрасов)

  • Выпишите глаголы, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глагол в неопределённой форме. Укажите время других глаголов.
  • Рассмотрите рисунок. Определите его тему.
  • Составьте свой текст по данному рисунку. Подготовьтесь его рассказать.

234. Прочитайте.

1. (С)гор (с)б..гали г..в..рливые руч..йки. 2. (На)полях (за)з..л..нели озимые хлеба. 3. (За)цвели голубенькие (под)снежники. 4. Снички весло (пере)л..-тали (с)ветки (на)ветку. 5. (За)пели (над)руч..ями г..л..систые сол..вьи.

  • Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Докажите, что вы правильно записали предложения.

235. Прочитайте выразительно.

      Ещё в полях белеет снег,
      А воды уж весной шумят
      Бегут и будят сонный брег,
      Бегут, и блещут, и гласят...
      Они гласят во все концы:
      «Весна идёт, весна идёт,
      Мы молодой весны гонцы,
      Она нас выслала вперёд!..»
      (Ф. Тютчев)

  • Какую картину вы представили, читая поэтические строки? А что услышали? Какую роль выполняют глаголы в стихотворении?
  • Запишите по памяти песню вешних вод. Проверьте себя.

236. Прочитайте.

(По)везло хомяку — (на)ткнулся (на)птичье гнездо, лежат (на)земле два большущих яйца. (За)бирай и пируй!

Только вот лапками яйцо (не) (об)хватишь — (вы)скальзывает. И (за)щёку (не) (за)толкать — (не) (по)мещается. А бросить жалко.

Возился хомяк, (при)меривался, пыхтел, сопел — (не)получается. Тогда (у)пёрся лбом (в)яйцо и (по)катил к себе (в)нору. Если дело не (по)зубам, не (по)лапам — головой работать надо!

(Н. Сладков)

  • Спишите, раскрывая скобки. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
  • Определите главную мысль текста. В каком предложении она выражена?
  • Озаглавьте текст так, чтобы в названии была отражена главная мысль.

Проверь себя

1. Составьте сообщение на одну из тем.

  1. Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?
  2. Что я узнал(а) о глаголе как части речи?

2. Прочитайте. Докажите, что только одно слово является глаголом.

Сон, спать, сонный.

3. Прочитайте и запишите глаголы.

Кричать, сгореть, говорить.

  • Подчеркните глагол, от которого нельзя образовать форму настоящего времени. Измените по временам любой другой глагол. Запишите глагольные формы.

4. Составьте и запишите предложение, употребив в нём глагол жить в настоящем времени. Подчеркните в предложении грамматическую основу.

5. Прочитайте. Выпишите из предложения словосочетания. Над глаголом укажите время.

Скоро прилетят на родину скворцы.

6. В чём сходство данных форм глаголов и в чём различие?

Блестят — блестел — блестит.

7. Прочитайте. В каких предложениях глаголы употреблены в переносном значении?

1. Сияют звёзды. 2. Застучал дятел. 3. Город проснулся.

8. Рассмотрите схемы слов. Словам какой части речи будет соответствовать каждая схема? Подберите и запишите слова к каждой схеме. Укажите над ними части речи.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru