|
|
Учебник для 3 класса РУССКИЙ ЯЗЫКПравописание НЕ с глаголами223. Прочитайте. Твой другОн честен и бесстрашен
Он гнёзд не разоряет,
224. Прочитайте. Спишите. Объясните смысл данных выражений. 1. Не шути с огнём: обожжёшься. 2. Соловья баснями не кормят. 3. Не спеши языком. 225. Прочитайте. Говорите правильно! Был — не был, не была, не было, не были; жил — не жил, не жила, не жило, не жили; дал — не дал, не дала, не дало, не дали.
Обратите внимание! Частица не при глаголе придаёт высказыванию отрицательный смысл: повторил — не повторил, звонил — не звонил. 226. Прочитайте. Просьба библиотечной книгиПожалуйста, не трогайте меня грязными руками, а то мне будет стыдно показаться другим. Не делайте на мне пометок карандашами или чернилами: это испортит мой вид.
227. Прочитайте начало каждого побудительного предложения. Закончите предложения так, чтобы в каждом из них содержался совет. 1. Уступай в автобусе место старшим. Не садись на ... . 2. Не разжигай костёр ... . 3. Не переходи улицу ... . 4. Не ломай ... . 5. Не разоряй ... . 6. Не бери ... . 7. Не оставляй ... . 8. Не откладывай на завтра то, что ... .
228. Прочитайте стихотворение. Придумайте к нему заголовок.
Висит,
Не замечают
Обратите внимание! Звукосочетание [ца] на конце глаголов обозначается на письме буквосочетанием -тся или -ться: (что делает?) учится, (что делать?) учиться. 229. Прочитайте загадки. Объясните отгадки. 1. Не сердятся, а усами ворочают; не молчат, а слова не скажут; идут, а с места не сдвинутся. (Часы) 2. Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык) 3. Есть спина, а не лежит, четыре ножки, а не ходит. (Стул)
230. Прочитайте. Назовите сказки. 1. Кому велено чирикать, не мурлыкайте! Кому велено мурлыкать, не чирикайте! (К. Чуковский) 2. А теперь без грамоты пропадёшь, далеко без грамоты не уйдёшь. Не попить без грамоты, не поесть, на воротах номера не прочесть! (С. Маршак) 3. Ни дома, ни в школе, нигде, никому — не верил упрямый Фома ничему. (С. Михалков)
231. Прочитайте отрывок из стихотворения. Какова его тема? Придумайте к нему название. Этот мальчик-рисовальщик,
232. Прочитайте. 1. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. (А. Н. Толстой) 2. Отцвела черёмуха, зацвела сирень. (Н. Рыленков) 3. Лист зеленеет молодой. (Ф. Тютчев) 4. Скоро степи запестреют, скоро светлая весна! (И. Бунин) 5. Выплыло на небо красное солнышко. (К. Ушинский) 6. Растаял снег среди полей. (С. Дрожжин)
233. Прочитайте. Назовите произведение. 1. Только уселась команда косая, весь островочек пр. лгал под водой. 2. Мимо бревно суковатое плыло. Зайцев с десяток сп..салось на нём. 3. Взял бы я вас — да п..топите лодку! 4. Тут мои зайчики точно сбесились: смотрят, на задние лапы вст..ют, лодку к..чают, гр..сти не д..ют. Берег з..видели плуты косые... (Н. Некрасов)
234. Прочитайте. 1. (С)гор (с)б..гали г..в..рливые руч..йки. 2. (На)полях (за)з..л..нели озимые хлеба. 3. (За)цвели голубенькие (под)снежники. 4. Снички весло (пере)л..-тали (с)ветки (на)ветку. 5. (За)пели (над)руч..ями г..л..систые сол..вьи.
235. Прочитайте выразительно.
Ещё в полях белеет снег,
236. Прочитайте. (По)везло хомяку — (на)ткнулся (на)птичье гнездо, лежат (на)земле два большущих яйца. (За)бирай и пируй! Только вот лапками яйцо (не) (об)хватишь — (вы)скальзывает. И (за)щёку (не) (за)толкать — (не) (по)мещается. А бросить жалко. Возился хомяк, (при)меривался, пыхтел, сопел — (не)получается. Тогда (у)пёрся лбом (в)яйцо и (по)катил к себе (в)нору. Если дело не (по)зубам, не (по)лапам — головой работать надо! (Н. Сладков)
Проверь себя1. Составьте сообщение на одну из тем.
2. Прочитайте. Докажите, что только одно слово является глаголом. Сон, спать, сонный. 3. Прочитайте и запишите глаголы. Кричать, сгореть, говорить.
4. Составьте и запишите предложение, употребив в нём глагол жить в настоящем времени. Подчеркните в предложении грамматическую основу. 5. Прочитайте. Выпишите из предложения словосочетания. Над глаголом укажите время. Скоро прилетят на родину скворцы. 6. В чём сходство данных форм глаголов и в чём различие? Блестят — блестел — блестит. 7. Прочитайте. В каких предложениях глаголы употреблены в переносном значении? 1. Сияют звёзды. 2. Застучал дятел. 3. Город проснулся. 8. Рассмотрите схемы слов. Словам какой части речи будет соответствовать каждая схема? Подберите и запишите слова к каждой схеме. Укажите над ними части речи.
|
|
|