Учебник для 3 класса
/Часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

15. Прочитайте. Какие буквы пропущены в словах?

Учит..л..ница, Род..на, бер..г, р..бята, г..рох, уч..ник, ш..ссе, в..сток, з..ря, праз..н..к, ш..фёр, сам..лёт, р..кета, ..тец, п..м..дор, м..ш..нист, т..вар..щ.

  • Поставьте вопрос к каждому имени существительному. Почему к одним из них вы поставили вопрос кто?, а к другим — что?
  • Запишите слова в две группы: в первую - одушевлённые имена существительные, во вторую — неодушевлённые.

Вспомните! Одушевлённые имена существительные обозначают людей и животных. В начальной форме эти имена существительные отвечают на вопрос кто?

Игорь, ребята, художник, аист.

Остальные имена существительные называются неодушевлёнными. В начальной форме они отвечают на вопрос что?

Земля, пальто, воздух, музыка.

16. Прочитайте.

Царь, око, уста, купец, престол, чело, слуга, кольчуга, перст, вершок, барин, кафтан, карета, бурлак, ветрило.

  • Что обозначает каждое слово? Почему вы затруднились определить лексическое значение некоторых слов?
  • Выпишите одушевлённые имена существительные.

Обратите внимание! Вы прочитали устаревшие слова. Они уже не употребляются в современной речи. Одни слова обозначают предметы и явления, которые исчезли из нашей жизни: бурлак, боярин, другие слова заменены новыми: ветрило — парус, ланиты — щёки, длань — рука.

17. Прочитайте.

      Бразды пушистые взрывая,
      Летит кибитка удалая.
      Ямщик сидит на облучке
      В тулупе, в красном кушаке.
      (А. Пушкин)

  • Найдите имена существительные. Что они обозначают?
  • Какие из этих существительных мы не употребляем в современной речи и почему? Какие из них можно заменить данными синонимами?

Пояс, шуба, повозка, кучер, козлы, борозды.

  • Спишите. Подчеркните неодушевлённые имена существительные.

18. Прочитайте. Какой частью речи является каждое слово?

Футболист, кормушка, цветник, оленёнок, фонарик, помощник, сибиряк, весельчак, тигрица, гнёздышко, звёздочка, доброта, контролёр, гордость.

  • Как вы понимаете лексическое значение каждого слова?
  • От какого слова образовалось каждое имя существительное?
  • Спишите. Выделите в словах суффикс, при помощи которого образовалось имя существительное.

19. Прочитайте.

      Весело сияет
      Месяц над селом.
      Белый снег сверкает
      Синим огоньком.
      (И. Суриков)

  • Запишите по памяти. Проверьте себя.
  • Скажите, каким членом предложения является каждое имя существительное в первом предложении.

Вспомните! Предлог не является членом предложения. Он употребляется в предложении вместе с именем существительным и местоимением и служит для связи слов в предложении.

20. Выпишите из любого словаря учебника пять одушевлённых и пять неодушевлённых имён существительных.

(Кто?) ... . (Что?) ... .

  • Составьте и запишите предложение с одним из этих имён существительных.

21. Прочитайте отрывок из рассказа В. Бочарникова «Мал, да удал».

Зима. Около лунки сидит рыболов. Выловленная рыба лежит прямо на льду.

Вдруг на лёд выскочил зверёк, белый-белый, нежно-снеговой, только кончик хвоста чёрный. Это горностай. Лёгкими, воздушными, длинными прыжками он стремительно приблизился к рыболову.

Рыболов узнал своего знакомого. Он бросил горностаю рыбку. Шустрый зверёк с ходу схватил ёршика и в несколько прыжков отнёс в своё ледяное убежище. Через минуту горностай опять был на льду. Действовал он умело, проявлял расторопность и смелость.

  • Определите тему текста и его частей. Придумайте заголовки и к тексту, и к каждой части.
  • Напишите изложение текста по самостоятельно составленному плану или по данным вопросам:
    1. Где ловил рыбу рыболов?
    2. Какой зверёк выскочил на лёд?
    3. Что сделал рыболов?
    4. Куда отнёс рыбку горностай?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru