Учебник для 3 класса
/Часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Времена глаголов

195. Прочитайте.

Кончились вьюги и метели. Прилетели грачи. На полях растаял снег.

Ярче греет солнце. Набухают почки на деревьях. Летят на родину певчие птицы.

Скоро всё кругом зазеленеет. Расцветёт душистая сирень. Лес будет звенеть от птичьих голосов.

  • В каких предложениях глаголы называют действия, которые происходят сейчас, в настоящем времени, в момент речи? Поставьте вопросы к этим глаголам.
  • В каких предложениях глаголы называют действия, которые произошли или происходили до момента речи, в прошедшем времени? Поставьте к ним вопросы.
  • В каких предложениях глаголы называют действия, которые ещё не произошли, но произойдут скоро, в будущем времени, после момента речи? Поставьте вопросы к этим глаголам.

Времена глаголов

Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы что делает? что делают? Эти глаголы обозначают действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи.

Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? что сделал? что делали? что сделали? Эти глаголы обозначают действия, которые уже произошли или происходили в прошедшем времени, до момента речи.

Глаголы в форме будущего времени отвечают на вопросы что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать? Эти глаголы обозначают действия, которые произойдут в будущем времени, после момента речи.

196. Выпишите из упр. 195 три предложения в таком порядке: 1) с глаголом в настоящем времени, 2) с глаголом в прошедшем времени, 3) с глаголом в будущем времени. Укажите время глаголов так: наст, вр.; прош. вр.; буд. вр.

197. Прочитайте.

1. Гром п..р..катывается, гр..хочет, в..рчит, р..кочет, встряхивает землю. (К. Паустовский) 2. Скоро ли луга п..з..л..неют, скоро ль у кудрявой у б..рёзы распустятся клейкие л..сточки. (А. Пушкин) 3. Осторожно вет..р из калитки вышел, п..стуч..л в окошко, пр..б..жал по крыше, п..играл немного ветками черёмух. (М. Исаковский)

  • Какие глаголы употреблены в переносном значении? Что они обозначают? Определите время и число глаголов в каждом предложении.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите время глаголов.

198. Прочитайте.

      Уж тает снег, бегут ручьи,
      В окно повеяло весною...
      Засвищут скоро соловьи,
      И лес оденется листвою!
      (А. Плещеев)

      В наряды пышные весна
      Сады оденет в ярком цвете;
      Играть и бегать по садам
      С весёлой песней будут дети.
      (И. Суриков)

  • Какой темой можно объединить эти стихотворения?
  • Найдите глаголы. Объясните, как определить их время.
  • В каком стихотворении все глаголы употреблены в будущем времени? Задайте к ним вопросы.
  • Спишите первое стихотворение или напишите его по памяти. Проверьте себя. Укажите время глаголов.

199. Прочитайте сказку-загадку.

   Кто я?

Вчера я был белым, гладким, в хрупкой скорлупке. И молчал.

Сегодня я жёлтенький, пушистый. И весело попискиваю: «Пи-пи-пи!»

А завтра буду таким, про которого говорят: «Золотой гребешок, масляна головушка, шёлкова бородушка». Рано утром встану, закричу: «Ку-ка-ре-ку!»

И солнышко взойдёт.

(Л. Яхнин)

  • Кем был герой сказки, кем стал и кем будет? Выпишите глаголы, укажите их время. Объясните написание выделенных орфограмм.

200. Прочитайте. Определите тип текста. Озаглавьте текст.

Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп».

Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула, — Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает: «Тюп-тюп-тюп... Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!»

Вот почему Тюпу прозвали Тюпой.

(Е. Чарушин)

  • Выпишите из текста по два глагола, которые отвечают на следующие вопросы: что сделает? что сделаю? что сделала? что делает? Определите время этих глаголов.

201. Прочитайте занимательные вопросы итальянского писателя Дж. Родари.

Скоро ли мы сможем жить на Луне? Отчего идёт дождь? Для чего нужно учиться? Почему не нужно лгать? Для чего пахнут цветы? Почему куры не летают? Для чего больным ставят градусник?

  • Спишите предложение, в котором есть глагол в форме будущего времени. Подчеркните его.
  • На какие вопросы вы можете дать ответ?
  • Устно составьте текст-рассуждение на одну из этих тем.

202. Прочитайте.

  1. Я живу. __ живёшь. __ живет. __ живем. __ живете. __ живут.
  2. Я построю. __ построишь. __ построит. __ построим. __ построите. __ построят.
  • Дополните предложения подходящими по смыслу личными местоимениями. Запишите.
  • Объясните, по каким признакам вы будете определять время и число глаголов в предложениях.
  • На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем и будущем времени? Выделите у глаголов окончания.

Обратите внимание! Глагол, который сочетается с местоимением 2-го лица единственного числа и отвечает на вопрос что делаешь? или что сделаешь?, имеет окончание -ешь или -ишь. Запомните написание мягкого знака в этих окончаниях: дума[ешь], дыш[ишь], чита[ешь].

203. Прочитайте загадку о росе.

      Заря-заряница,
      Красная девица
      По небу гуляла,
      Слёзы потеряла.

      Месяц видел -
      Не поднял,
      Солнце встало
      Подобрало.

  • Почему эту загадку можно назвать красивой?
  • Спишите загадку или напишите её по памяти.
  • Устно задайте вопрос к каждому глаголу. Определите время и число глаголов. Выделите в них суффикс -л-.

Обратите внимание! Большинство глаголов в прошедшем времени имеют суффикс -л-: приклеил, видел, потеряла.

204. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

  1. Кто ищет, тот всегда найдёт.
  2. Что с воза упало, то пропало.
  3. Что посеешь, то и пожнёшь.
  4. Поживём — увидим.
  5. Соловья баснями не кормят.
  6. Поспешишь — людей насмешишь.
  • Определите время и число глаголов.
  • Выпишите глаголы, которые отвечают на вопрос что сделаешь? Укажите их время, выделите окончания.

   Изменение глаголов по временам

205. Рассмотрите таблицу «Изменение глаголов по временам». От каких глаголов неопределённой формы можно образовать все три формы времени глагола, а от каких только две: прошедшее и будущее?

Обратите внимание! Глаголы изменяются по временам. От глаголов, которые в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать?, можно образовать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. От глаголов, которые в неопределённой форме отвечают на вопрос что сделать?, можно образовать глаголы только прошедшего и будущего времени.

206. Прочитайте глаголы.

Кричать, закричать, блестеть, заблестеть, спешить, поспешить.

  • Пользуясь таблицей «Изменение глаголов по временам», образуйте от данных глаголов все возможные формы времени (настоящее, прошедшее, будущее).

207. Прочитайте.

1. Ребята (мастерить) домики для птиц. 2. Бабушка (звонить) по телефону. 3. Над водой (цвести) белые лилии. 4. Длинные серёжки (висеть) на гибких ветках берёзы.

  • Запишите предложения, ставя глагол в форму настоящего или прошедшего времени. Укажите над каждым глаголом время.

208. Прочитайте. Озаглавьте текст. Выделите в тексте три части.

На реке Тойме — ледоход. Льдины идут, шуршат, сталкиваются, звенят, как щиты в древней битве, встают на ребро, вскрикивают. Слоистые искрящиеся льдины плывут в дальние страны, и по ночам над ледоходом кричат дикие гуси. Ледоход, как праздник, собрал на берега толпы нарядных людей.

(С. Романовский)

  • Запишите заголовок и текст по частям.
  • Подчеркните глагол, который отличается от других формой времени и числа.

209. Прочитайте стихотворение В. Набокова «Дождь пролетел».

      Дождь пролетел и сгорел на лету.
      Иду по румяной дорожке.
      Иволги свищут, рябины в цвету,
      Белеют на ивах серёжки.

      Воздух живителен, влажен, душист.
      Как жимолость благоухает!
      Кончиком вниз наклоняется лист
      И с кончика жемчуг роняет.

  • Какие глаголы употреблены в переносном значении? Объясните их лексическое значение.
  • Назовите незнакомые слова. Узнайте их значение по толковому словарю.
  • Спишите первое четверостишие. Определите время и число глаголов.

210. Прочитайте.

      П..могаю, п..могаю
      Маме я в уборке,
      Я кв..ртиру п..дм..таю,
      Пр..тираю полки.

      Даже мама уд..вилась
      И за гол..ву схватилась:
      «Ты же весь в пыли, сынок!»
      Вот как здорово п..мог!
      (А. Часов)

  • Чему удивилась мама? Как вы поняли смысл последнего предложения?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите время глаголов. Подчеркните в предложении обращение.
  • Составьте текст на тему «Как я помогаю родителям по дому».

кварти́ра

211. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Река п..шла. П..шла и п..шла — и уж никому её не остановить. З..к..чались на ней л..дины, п..плыли, б..гут, друг друга кружат. Тут и всякая в..дяная птичка нал..тела. Все п..щат, кр..чат, в..селятся. Кто рыбу ловит, ныряет за ней в воду, кто носом в тину тыкает, ищет там что-то.

(В. Бианки)

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Найдите глаголы. Подчеркните глагол в неопределённой форме. Определите время других глаголов.

Говорите правильно!

положи - положите
клади - кладите
поезжай - поезжайте
ляг - лягте

212. Прочитайте.

  1. Дождик ____ , а солнышко ____ .
  2. Солнце _____ на востоке, а _____ на западе.
  3. Что дождём _____ , то солнышком ____ .
  4. Герой никогда не _____ , он вечно ____ .
  5. Ласточка день _____ , а соловей ____ .

    Слова для справок: кончает, начинает; заходит, всходит; вымочит, высушит; умрёт, живёт; пересушило, перемочило.

  • Запишите пословицы, вставляя пропущенные глаголы-антонимы. Определите время и число глаголов.
  • Подготовьтесь прочитать первое предложение, поставив глаголы в форму прошедшего времени.

геро́й

213. Прочитайте. Озаглавьте текст.

На лесную поляну вышел огромный лось. Он постоял и чутко прислушался. А потом зашагал по краю полянки.

Впереди росли толстые берёзы. Лось зашагал к ним. Он странно поматывал головой, будто хотел что-то сбросить. Лесной великан не обошёл берёзы, а полез между стволами. Один рог у него вдруг отвалился и застрял в ветвях.

Из березняка лось вышел только с одним рогом. Он медленно пошёл в чащу. Там он сбросит и второй рог.

Каждый год лось сбрасывает свой тяжёлый головной убор. Недаром говорят: лось зимнюю шапку ломает, с весной здоровается.

(Г. Скребицкий)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • Найдите те части текста, в которых говорится, как лось пришёл в березняк сбрасывать свой головной убор. Выпишите из них глаголы. Почему автор использовал в этих частях только один глагол в будущем времени? Подчеркните его.
  • Поставьте вопрос к каждой из первых трёх частей текста. Напишите изложение по этим вопросам и выписанным из текста глаголам. Запишите перед текстом заголовок.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru