Учебник для 3 класса
/Часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Число глаголов

189. Прочитайте. Что с чем сравнивается в стихотворении?

      Зеленеют все опушки,
      Зеленеет пруд.
      А зелёные лягушки
      Песенки поют.
      Ёлка — сноп зелёных свечек,
      Мох — зелёный пол.
      И зелёненький кузнечик
      Песенку завёл...
      (С. Чёрный)

  • Найдите однокоренные слова и скажите, какими частями речи они являются.
  • В чём сходство и различие глаголов в первом предложении?
  • Напишите первое четверостишие по памяти. Проверьте себя. Над глаголами укажите число.
  • По каким признакам вы определили число глаголов?

190. Прочитайте. В чём различие каждой пары глаголов?

напишет — напишут
дружит — дружат
обидит — обидят

помнил — помнили
плавала — плавали
выросло — выросли

  • Почему глаголы каждой пары имеют разные окончания? Объясните свой ответ.
  • Запишите глаголы. Укажите их число и выделите окончания.

Глаголы изменяются по числам.

Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? и др.

Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов и отвечает на вопросы что делают? что сделают? что делали? и др.

191. Прочитайте. Определите, сколько здесь предложений.

В траве трещ..т кузнечики скрип..т жук ворку..т дикие голуби стуч..т по деревьям дятлы пищ..т рябчики жужж..т золотая пчёлка по..т певчие дрозды

  • Спишите, разделяя запись на предложения и вставляя пропущенные буквы в окончания глаголов. Укажите число глаголов.
  • Назовите глаголы, которые передают звуки, издаваемые птицами и насекомыми.

192. Прочитайте.

Край неба алеет. Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. (И. Тургенев)

Потемнели на полях дороги, посинел на реке лёд. (И. Соколов-Микитов)

  • Спишите. Объясните написание выделенных орфограмм.
  • Назовите глаголы, которые передают цвета окружающих предметов.

193. Прочитайте стихи В. Берестова.

   Весенняя сказка

        Дружно ударились
        Рыбы
        Об
        Лёд —
        И на реке начался ледоход.

  • Объясните название стихотворения.
  • Запишите по памяти. Проверьте себя. Укажите число глаголов.

194. Прочитайте.

1. После, реки, разлива, на, осталась, лужица, большая, лугу. 2. Рыбёшки, там, плавали, мелкие. 3. Сюда, день, каждый, петух, приходил, рыбалку, на. 4. Доставал, в, он, заходил, и, рыбу, клювом, воду. 5. Всегда, уловом, с, курами, делился, рыбак. 6. Они, на, ожидали, берегу, угощение.

(В. Фёдоров)

  • В каких значимых частях слова выделены орфограммы? Объясните их написание.
  • Составьте из слов предложения. Озаглавьте получившийся текст. Запишите заголовок и текст.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru