Учебник для 3 класса
/Часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Что такое личные местоимения

156. Рассмотрите рисунки. Прочитайте местоимения

  • Что такое местоимения? Выберите правильный ответ.
    1. Местоимения называют предметы.
    2. Местоимения указывают на предметы, но не называют их.
  • Назовите местоимения, которые указывают: а) на того, кто говорит; 6) на того, к кому обращаются с речью; в) на того, о ком (или о чём) говорят.

Местоимение - это часть речи. Местоимения указывают на предметы, но не называют их. Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они - это личные местоимения.

Местоимения я, мы указывают на того, кто говорит.

Местоимения ты, вы указывают на того, к кому обращаются с речью.

Местоимения он, она, оно, они указывают на того, о ком (или о чём) говорят.

157. Прочитайте выразительно.

      — Солнце, солнце,
      Ты откуда?
      — Я из зорьки
      Золотой!
      — Дождик, дождик,
      Ты откуда?
      — Я из тучки
      Грозовой!
      (О. Высотская)

  • Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации. Найдите в предложениях обращение.
  • Спишите стихотворение или напишите его по памяти. Проверьте себя. Подчеркните местоимения.

   Личные местоимения

158. Рассмотрите таблицу «Личные местоимения». Назовите каждое местоимение и определите его лицо и число.

  • Местоимения какого лица и числа употреблены в стихотворении упр. 157?
  • Придумайте и запишите предложение с любым личным местоимением во множественном числе.
  • Прочитайте. Какое местоимение пропущено в предложении?

У школы рос дуб. ___ широко раскинул свои ветви.

159. Прочитайте.

1. Знать, солнышко утомлено, за горы прячется оно. (В. Жуковский) 2. Мы такие с ним друзья — куда он, туда и я. 3. Вы, товарищ, выше всех! 4. Ты в дальнюю дорогу бери с собой друзей. (С. Михалков) 5. Мама спит, она устала. (Е. Благинина) 6. О чём ты печалишься, осень? (Г. Новицкая) 7. Был я солнышком лучистым. Стал я облачком пушистым. (С. Пшеничных)

  • На кого (или на что) указывают местоимения в каждом предложении?
  • Найдите загадку об одуванчике. Почему цветок получил такое название?
  • Спишите любые три предложения. Подчеркните в них местоимения. Устно определите лицо и число местоимений.

одува́нчик

160. Прочитайте диалог выразительно. Спишите.

      — Расскажите, журавли,
      Как на том краю земли
      Зимовали.
      — Мы в далёкой стране
      По родной стороне
      Тосковали.
      (П. Воронько)

  • Разберите по членам второе предложение. Каким членом предложения является местоимение?

Местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам: мужской род - он, средний род - оно, женский род - она. Во множественном числе местоимения 3-го лица по родам не изменяются (для всех родов - они).

161. Прочитайте.

Сирень, тополь, морковь, имя, фамилия, мышь, растение, картофель, птица, воскресенье.

  • Определите лицо, число и род местоимений в единственном числе.
  • Соотнесите местоимения в форме единственного числа с каждым именем существительным. Запишите их по образцу.

Образец. Имя (оно), ... .

162. Прочитайте.

      Деревья, трава, цветок и птица
      Не всегда умеют защититься.
      Если будут уничтожены они,
      На планете мы останемся одни!
      (В. Берестов)

  • Какова главная мысль этого стихотворения?
  • Спишите. Обозначьте в словах ударение. Подчеркните личные местоимения. Устно определите их число и лицо.
  • Определите вид предложений по цели высказывания. Составьте и запишите побудительное предложение на тему, заключённую в стихотворении.

163. Прочитайте. Составьте из слов предложения и запишите текст, вставляя пропущенные буквы.

1. Нед..леко, росло, дер..во, от, дома. 2. Было, старое, оно, очень. 3. В..сной, аист, ранней, прил..тел. 4. Долго, осматривал, он, дер..во, старое. 5. Утром, на, уже, дер..ве, аиста, хл..потали, два. 6. Устраивали, они, гн..здо.

  • Подчеркните личные местоимения. Устно определите число, лицо и род местоимений 3-го лица единственного числа.
  • Озаглавьте текст. Устно составьте продолжение текста.

164. Рассмотрите рисунки.

  • Составьте по любому рисунку 2-3 предложения. В одном из предложений употребите местоимение 3-го лица.
  • Запишите составленные предложения.

165. Прочитайте стихотворение Р. Сефа.

   Весна

      В каждом человеке
      Прячется весна.
      Если ты печален,
      Значит, спит она.

      Ну, а если ты запел
      На бульваре в стужу,
      Значит, что весна в тебе
      Вылезла наружу.

  • Какие слова в переносном значении использовал автор, чтобы передать настроение человека? Почему автор так назвал стихотворение?
  • Спишите или запишите по памяти первые два предложения. К какой части речи относятся выделенные слова?

166. Прочитайте. Найдите повторяющиеся имена существительные и замените одно из них местоимением. Объясните, как это сделать.

1. В воскресенье мы пришли в зоопарк. 2. В пруду плавала уточка. Уточка подплыла к берегу и закрякала. 3. У клетки стоял павлин. Павлин распушил свой красивый хвост. 4. Мы вошли в здание. Здание было большое и тёплое. 5. Здесь жил старый слон. Слон обедал. Сначала слон съел морковь, потом принялся за сено. 6. Тане понравились лохматые яки. Яки жевали сено.

(Г. Снегирёв)

  • Спишите первое предложение, подчеркните его основу.
  • Запишите другие предложения, заменяя, где нужно, имена существительные местоимениями.

167. Прочитайте письмо школьника.

Здравствуй, Саша!

Спасибо за книгу. Она очень интересная. Как ты живёшь? Как учишься? Пишешь ли стихи? Они мне очень нравились.

Я дружу с Колей Смирновым. Он хороший товарищ. Мы вместе играем, готовим уроки.

Скоро каникулы. Куда вы поедете отдыхать? Приезжайте в гости.

Твой друг Серёжа.

  • С какого обращения начинается письмо и как оно заканчивается? О чём говорится в каждой части письма?

168. Составьте письмо кому-либо из родственников или другу. Сообщите в письме о своей школе, о том, как вы учитесь и отдыхаете. Запишите составленное письмо.

Страничка для любознательных

   Ты и вежливое Вы

К старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям нужно обращаться на Вы. Таковы этические нормы, сложившиеся в нашем обществе. Обычно к местоимению «Вы» добавляется имя и отчество человека, к кому обращаются с речью:

Вы, Анна Михайловна, ...
Иван Петрович, Вы ... .

Проверь себя

1. Составьте сообщение на одну из тем.

  1. Что я узнал(а) о местоимении?
  2. Какую роль в нашей речи выполняют местоимения?

2. Запишите местоимения, которые вы использовали при определении рода имён существительных. Укажите их лицо, число, род.

3. Прочитайте. Запишите только местоимения. Подчеркните местоимения, у которых род не определяется.

Maшa, она, вы, на, я, но, ты, оно, мы, он, Игорь, они.

4. Вставьте в предложение пропущенное местоимение. Напишите ответ на вопрос, заключённый в предложении.

С кем _____ дружишь?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru