|
|
Учебник для 3 класса РУССКИЙ ЯЗЫКИзменение имён прилагательных по падежам
Склонение (изменение по падежам)
|
Как определить падеж имени прилагательного? Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, в каком стоит имя существительное, к которому относится имя прилагательное. Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного.
|
145. Прочитайте.
1. Волнуется синее море. 2. Старик жил у синего моря. 3. Корабль плыл по синему морю. 4. Мы увидели синее море. 5. Лебеди летели над синим морем. 6. Дельфины плавали в синем море.
146. Прочитайте. Подготовьтесь написать пословицы под диктовку.
1. Плохая шутка до добра не доведёт. 2. На чужой стороне и солнце не греет. 3. К большому терпенью придёт уменье. 4. На красный цветок и пчела летит. 5. Маленькое дело лучше большого безделья.
147. Прочитайте выразительно.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
(М. Лермонтов)
Начальная форма имени прилагательного - это форма именительного падежа мужского рода единственного числа: молодой дуб, белый шкаф, близкий край. |
148. Прочитайте. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
Он был маленький, ж..лто-з..лёный, с тёмными волнистыми п..лосками по туловищу и синими пятнышками у клюва. За яркую в..сёлую окраску и нежный х..х..лок на г..л..ве Оксана назв..ла попугая Петрушей. На птичьем рынке Оксане понравился бойкий попугай.
(Н. Михайлова)
149. Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл. Спишите.
1. Жить чужим умом. 2. От чистого сердца. 3. По горячим следам. 4. Сделать на скорую руку. 5. Черепашьим шагом. 6. В ежовых рукавицах. 7. В добрый час.
150. Прочитайте Памятку 2 «Порядок разбора имени прилагательного». Обратите внимание, как выполнить устный и письменный разбор имени прилагательного как части речи.
151. Прочитайте.
1. Дремлет чуткий камыш. 2. Над полями вечерняя зорька горит. 3. Тихо веет тёплый ветерок. 4. Зимняя вьюга шумит и гудит. 5. Светлые заливы в камышах блестят. 6. В синем небе плывут над полями облака с золотыми краями.
(И. Никитин)
Образец. Чуткий — это имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? Относится к имени существительному камыш (чуткий камыш). Начальная форма — чуткий. Употреблено в мужском роде, в единственном числе, в именительном падеже. В предложении является второстепенным членом.
152. Прочитайте. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное.
Утренняя заря, ... р..стение, ... к..лл..ктив, ... м..рковь, ... п..м..дор, ... к..ртоф..ль, ... чу..ство, ... к..ртина, ... в..р..бей, ... м..тро, ... р..машка, ... Кремль, ... ш..ссе, ... лес..н..ца, ... с..рень.
153. Прочитайте. Дополните предложения подходящими по смыслу словосочетаниями.
В лесу наступила _______. По деревьям постукивает _______. С веток осыпается _______. Над лесом синеет _______. На нём рассыпаны _______. Похрустывает _______. Сквозь кусты пробирается _______. Через поляну мчится _______. Утром взойдёт и заиграет над лесом _______. На скатерти снегов охотники увидят _______ звериных следов.
(И. Соколов-Микитов)
Словосочетания: весел... зимн... солнце, тёмн... зимн... ночь, высок... небо, мягк... снег, хитр... рыле... лисица, трескуч... мороз, ярк... зимн... звёзды, лёгк... серебрист... иней, красив... узоры, робк... длинноух... зайчишка.
154. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками».
Опорные слова: смуглое лицо, румянец на щеках, большие карие глаза, чёрные густые волосы, розовая кофточка, чёрный в белую горошину бант, смугло-розовый персик, белоснежная скатерть, листья клёна, серебряный нож, серебристо-дневной свет, солнечные блики, просторная комната, старинная мебель.
155. Прочитайте. Озаглавьте текст.
На ч..рной воде оз..ра плавала громадная птица. Оп..рение её п..р..ливалось лимонным и розовым цветом. Птица выт..щила из воды мал..н..кую гол..ву, величиной с яйцо, з..росшую курчавым пухом. К г..л..ве был как будто приклеен громадный клюв с кожаным красным мешком. Это пеликан.
(К. Паустовский)
1. Расскажите, что вы узнали об имени прилагательном. Для чего мы употребляем в речи имена прилагательные?
2. Прочитайте слова. Докажите, что только одно слово является именем прилагательным.
Зелень, зелёный, зеленеть.
3. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное. Над именами прилагательными укажите род.
Мышь, помидор, метро, помощь.
4. Рассмотрите схемы слов. Словам какой части речи соответствует каждая схема? Объясните свой ответ.
5. Прочитайте. В каком из словосочетаний имя прилагательное стоит в начальной форме?
Радостное чувство, дальний край, весенняя погода, асфальтированная дорога.
6. Прочитайте. Спишите. Найдите в предложении слова, которые изменяются в единственном числе по родам. Укажите над этими словами часть речи.
Пёстрый дятел несёт в клюве сосновую шишку.
|