Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне
223. Прочитайте.
Какие звуки произносятся на месте выделенных буквосочетаний в словах? Какой согласный звук не произносится, но буквой обозначается?
Спишите слова. Подчеркните буквы, которыми обозначены непроизносимые согласные звуки.
Когда в слове встречается сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься. Так, не произносятся звуки:
[л] - в слове солнце;
[т] - в словах лестница, окрестность;
[д] - в словах сердце, праздник;
[ф] - в словах чувство, здравствуйте.
Однако буквой эти звуки обозначаются.
чу́вство ле́стница
224. Прочитайте. В каком из слов пропущенная буква обозначает непроизносимый согласный звук?
грустить — грустный
честен — честность
опоздать — поздний
звезда — звёздный
место — местность
свистеть — свистнуть
Сравните произношение и написание каждой пары одно-коренных слов. В каких словах есть непроизносимый согласный звук? В какой значимой части слова он находится?
Какое слово будет проверочным для каждого слова с непроизносимым согласным звуком и почему?
Спишите. Выделите в словах корень. Подчеркните букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове.
Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, - это орфограмма.
Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо:
226. Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное слово с непроизносимым согласным звуком в корне. Запишите пары слов.
Выделите в словах корень, подчеркните букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове.
227. Прочитайте. Объясните значение словосочетаний.
Составьте с одним из словосочетаний предложение и запишите его. Подчеркните в предложении грамматическую основу.
Обратите внимание на произношение и написание таких слов, как интересный, вкусный, опасный, чудесный. В корне этих слов нет непроизносимого согласного звука, но может показаться, что такой звук есть.
Как убедиться, что в этих словах нет непроизносимого согласного звука? Для этого нужно заменить слово одно-коренным так, чтобы после согласного был гласный: интересный — интересен, вкусный — вкусен, опасный — опасен, чудесный — чудеса.
интере́сный интере́сно
228. Прочитайте.
Мороз и со(?)це; день чуде(?)ный!
Ещё ты дремлешь, друг преле(?)ный —
Пора, красавица, проснись...
«Здра(?)твуй, князь ты мой прекра(?)ный!
Что ты тих, как день нена(?)ный?»
Три девицы под окном
Пряли по(?)но вечерком.
(А. Пушкин)
Как узнать, в каких словах с пропущенными буквами есть непроизносимый согласный звук, а в каких - нет? Подберите к ним проверочные слова.
Составьте предложение с одним из слов. Запишите его.
230. Прочитайте.
И ужасно, и опасно букву Т
писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
букву Т писать уместно!
(Я. Козловский)
Какое правило письма напомнили вам эти стихи?
Выпишите слова на это правило. Подчеркните в них буквосочетания с непроизносимым согласным звуком.
Подходит ли рисунок к стихотворению? Объясните свой ответ.
231. Прочитайте.
1. Погода была чуде[сн]ая: со[нц]е сияло и грело. 2. Хру[сн]ула ветка. В кустах сви[сн]ул дрозд. 3. Моро[зн]ая звё[зн]ая ночь пра[з'н']ично украсила землю. 4. Я уча[ст]вовал в интере[сн]ой прогулке по горной ме[сн]ости и чу[ст]вовал себя прекра[сн]о. 5. Был нена[сн]ый день по[з'н']ей осени. Отправляться в путешествие в такой день было опа[сн]о.
Спишите предложения, обозначая звукосочетания буквосочетаниями. Подчеркните в словах букву, обозначающую непроизносимый согласный звук.
Докажите, что вы правильно выполнили задания.
232. Прочитайте стихи А. Барто. Вспомните их продолжение.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко.
Ёлка в блёстках ледяных,
В тёплых слёзках смоляных.
Как узнать, какой звук обозначает каждая выделенная буква: парный по глухости-звонкости согласный звук или непроизносимый согласный звук? Подберите проверочные слова для объяснения написания выделенных букв. Что общего в способах подбора проверочных слов?