Учебник для 3 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне

223. Прочитайте.

  • Какие звуки произносятся на месте выделенных буквосочетаний в словах? Какой согласный звук не произносится, но буквой обозначается?
  • Спишите слова. Подчеркните буквы, которыми обозначены непроизносимые согласные звуки.

Когда в слове встречается сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься. Так, не произносятся звуки:
[л] - в слове солнце;
[т] - в словах лестница, окрестность;
[д] - в словах сердце, праздник;
[ф] - в словах чувство, здравствуйте.
Однако буквой эти звуки обозначаются.

чу́вство ле́стница

224. Прочитайте. В каком из слов пропущенная буква обозначает непроизносимый согласный звук?

      Д..св..данья, красно лето,
      Здра..ствуй, зиму..ка-зима!
      (Ю. Синицын)

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.

225. Прочитайте.

      грустить — грустный
      честен — честность
      опоздать — поздний
      звезда — звёздный
      место — местность
      свистеть — свистнуть

  • Сравните произношение и написание каждой пары одно-коренных слов. В каких словах есть непроизносимый согласный звук? В какой значимой части слова он находится?
  • Какое слово будет проверочным для каждого слова с непроизносимым согласным звуком и почему?
  • Спишите. Выделите в словах корень. Подчеркните букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове.

Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, - это орфограмма.

Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо:

226. Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное слово с непроизносимым согласным звуком в корне. Запишите пары слов.

  • Выделите в словах корень, подчеркните букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове.

227. Прочитайте. Объясните значение словосочетаний.

Чудесный день, прекрасная погода, вкусный пирог, ужасный случай, интересная сказка, опасный путь, искусный мастер.

  • Спишите. Подчеркните в словах буквосочетание сн.
  • Составьте с одним из словосочетаний предложение и запишите его. Подчеркните в предложении грамматическую основу.

Обратите внимание на произношение и написание таких слов, как интересный, вкусный, опасный, чудесный. В корне этих слов нет непроизносимого согласного звука, но может показаться, что такой звук есть.
Как убедиться, что в этих словах нет непроизносимого согласного звука? Для этого нужно заменить слово одно-коренным так, чтобы после согласного был гласный: интересный — интересен, вкусный — вкусен, опасный — опасен, чудесный — чудеса.

интере́сный интере́сно

228. Прочитайте.

  1. Мороз и со(?)це; день чуде(?)ный!
    Ещё ты дремлешь, друг преле(?)ный —
    Пора, красавица, проснись...
  2. «Здра(?)твуй, князь ты мой прекра(?)ный!
    Что ты тих, как день нена(?)ный?»
  3. Три девицы под окном
    Пряли по(?)но вечерком.

(А. Пушкин)

  • Как узнать, в каких словах с пропущенными буквами есть непроизносимый согласный звук, а в каких - нет? Подберите к ним проверочные слова.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквы, обозначающие непроизносимые согласные звуки.

229. Догадайтесь, какие слова написаны. Прочитайте.

Интере(?)ный, извё(?)ный, опа(?)ный, кра(?)ный, радо(?)ный, моро(?)ный, звё(?)ный, обла(?)ной, нена(?)ный, ужа(?)ный, ме(?)ный, напра(?)ный, добле(?)ный.

  • Устно подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово.
  • Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквы, обозначающие непроизносимые согласные звуки.
  • Составьте предложение с одним из слов. Запишите его.

230. Прочитайте.

      И ужасно, и опасно букву Т
      писать напрасно!
      Всем известно, как прелестно
      букву Т писать уместно!
      (Я. Козловский)

  • Какое правило письма напомнили вам эти стихи?
  • Выпишите слова на это правило. Подчеркните в них буквосочетания с непроизносимым согласным звуком.
  • Подходит ли рисунок к стихотворению? Объясните свой ответ.

231. Прочитайте.

1. Погода была чуде[сн]ая: со[нц]е сияло и грело. 2. Хру[сн]ула ветка. В кустах сви[сн]ул дрозд. 3. Моро[зн]ая звё[зн]ая ночь пра[з'н']ично украсила землю. 4. Я уча[ст]вовал в интере[сн]ой прогулке по горной ме[сн]ости и чу[ст]вовал себя прекра[сн]о. 5. Был нена[сн]ый день по[з'н']ей осени. Отправляться в путешествие в такой день было опа[сн]о.

  • Спишите предложения, обозначая звукосочетания буквосочетаниями. Подчеркните в словах букву, обозначающую непроизносимый согласный звук.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

232. Прочитайте стихи А. Барто. Вспомните их продолжение.

      Я люблю свою лошадку,
      Причешу ей шёрстку гладко.

      Ёлка в блёстках ледяных,
      В тёплых слёзках смоляных.

  • Как узнать, какой звук обозначает каждая выделенная буква: парный по глухости-звонкости согласный звук или непроизносимый согласный звук? Подберите проверочные слова для объяснения написания выделенных букв. Что общего в способах подбора проверочных слов?
  • Запишите предложения по памяти.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru