|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 3 класса РУССКИЙ ЯЗЫКПравописание слов с безударными гласными в корне194. Прочитайте. Дворы, стрела, вода, трава, холмы, жара, свеча, пчела, гнездо, чижи, дожди, шкафы.
Образец. (Двор, дворник) дворы, ... .
Запомните произношение слов: шкафы, холмы, шарфы. 195. Прочитайте. Докажите, что каждая пара слов - это однокоренные слова. О? А?С..лить, с..лёный; к..рмить, к..рмушка; б..льной, заб..леть; д..лёкий, д..леко; м..лчать, м..лчун; в..рить, в..ренье; ск..зать, переск..зать; с..сновый, с..сна. Е? И? Я?Св..тить, св..тильник; п..сьмо, зап..сать; пч..линый, пч..ла; уд..влять, уд..вительный; з..рно, з..рновой; пл..сать, пл..сунья.
196. Рассмотрите рисунки. Прочитайте предложения. Соотнесите рисунки и предложения. 1. Алёша картошку решил отв..рить и в кухне пошире окно отв..рить. 2. У Толи братишка пломбир весь сл..зал, пока тот с друзьями с забора сл..зал. 3. Я утром сегодня в окно ув..дал, как розовый куст во дворе ув..дал.
197. Прочитайте. Спишите.
И север есть у нас, и юг,
се́вер 198. Прочитайте. Объясните смысл этих выражений. 1. Всякому ов..щу своё время. 2. Пш..ница — среди хлебов ц..рица. 3. Не гони к..ня кнутом, а к..рми ..всом. 4. П..суда любит ч..стоту. 5. Не ..дежда красит человека, а добрые дела.
199. Найдите в каждом слове орфограмму в корне и объясните её написание. Хвалить, тяжёлый, вечерний, семёрка, озеро, далёкий, тащить, скворец, просить, пятнистый, широкий, долина, волнистый, вишнёвый, еловый, правдивый, мирить, позвонить, краснота, кормушка.
200. Прочитайте. По какому признаку слова распределены по группам?
201. Прочитайте.
Ст..р..жить, ст..рожка, стор..ж.
бе́рег 202. Прочитайте. Придумайте название для стихотворения.
Мы сегодня ув..дали
Блещут струны жаром солнца,
203. Прочитайте. Какие буквы пропущены в словах? К..л..сок, с..п..жок, д..л..ко, с..л..вей, гр..б..шок, д..р..вянный, д..р..вёнька, б..р..да, м..л..ко, п..л..сатый, ст..р..на, с..р..бристый, н..б..са, б..р..га, тр..кт..рист, з..рк..ла.
204. Прочитайте. Объясните написание слов с пропущенными буквами. 1. Изд..л..ка его видно — з..л..той шарик на голубой воде. 2. Высунулся из воды ст..белёк, будто палочка, и на нём распустился б..льшой круглый цв..ток. 3. Посреди л..сного оз..рца расцв..ла ж..лтая кувш..нка. (Э. Шим)
Страничка для любознательных«Следы» старославянского языка в русском языкеВ русском языке есть слова, которые имеют варианты написания: злато — золото, град — город, брег — берег. Почему так получилось? Сочетания -ла-, -ле-, -ра-, -ре- присущи словам, пришедшим из старославянского языка: младой, млеко, здравие, древо. А сочетания -оло-, -оро-, -ере- — исконно русским словам: молоко, здоровье, дерево. Большинство слов старославянского происхождения уже не употребляются в современном русском языке. Но некоторые из них придают речи книжный оттенок. А в поэтической речи XIX века старославянские формы придавали стихам торжественность и служили приметами высокого стиля: Прошло сто лет, и юный град,
205. Прочитайте пары слов.
млад — молод
206. Прочитайте. 1. Там царь Кащей над златом чахнет. 2. Остров на море лежит, град на острове стоит. 3. Сребрит мороз увянувшее поле. 4. Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. (А. Пушкин) 5. Я на брегу один. 6. Чёрный вран, свистя крылом, вьётся над санями. Ворон каркает... (В. Жуковский) 7. Что смолкнул веселия глас? (А. Пушкин)
207. Прочитайте. Назовите произведение. Леб..ди стадом л..тели из х..лодной ст..р..ны в тёплые земли д..л..ко внизу синела в..да м..л..дой леб..дь л..тел поз..ди всех силы его ослабели леб..дь опустился на воду море пок..чало его на в..стоке кр..снела з..ря мес.ц и звёзды стали бл..днее л..бедь открыл гл..за, взд..хнул, выт..нул шею, взм..хнул крыл..ями и ... . (Л. Толстой)
|
|
|